|
идолы и
требы им клали..."). Отождествление с Сенмурвом мы полагаем неоправданным, но
наверное, есть связь с жар-птицей, приносящей в конечном счете счастье. В
средневековье неверно понимался под именем двух богов сразу: "Того ради не
подобает
хрстiаном игръ безовскых играти, иже ест плясанie, гудба, песни мырскыя и
жрътва
идлъскаа, иже молятся огневи пре овином и вилам и Мокошiи и Симу и Ръглу и
Перуну и
Роду и Рожаници" (Слово о мздоимании" по списку XVI века), либо под собственным
именем, скажем в слове некоего христолюбца XIV века: "i огневе Сварожичу
молятся, i
чесновитокъ - богомъ, же его творятъ - егда оу кого будетъ пир, тогда же
кладутъ в
ведра i иъ чаши, и пьютъ о iдолехъ своiхъ, веселяшись не хужьши суть еретиковъ".
[Лет.
рус.лит. т.IV, отд.3. 89, 92 по А.Афанасьев. Поэтические воззерния славян на
природу.
т.2, -М.: Индрик, 1994, стр 249 сл.]
Хорос, Хорс, Харс - бог солнечного диска, упомянут в русских летописях -
пантеон
кн.Владимира, в "Слове о полку Игореве": "Всеслав князь людем судяше, князем
грады
рядяше, а сам в ночь волком рыскаше; из Кыева дорискаше до кур Тмутороканя,
великому
Хорсови волком путь прерыскаше". "Слово и откровение святых апостолов" и "О
идолах
Владимировых" из поучений против язычества и прочих аж 16 века: "... иные по
оукранiамь молятся емоу проклятым болваном Переноу, Хорсоу, Мокши, виламь..."
("Слово о покаянии" по списку XIVвека согласно Словарю церковно-славянскаго
языка
А.Х.Востокова) Приветствуя Хорса, славяне водили хороводы и строили ему
Святилища -
хоромины, хоромы. В православии ассоциируется с Георгием Победоносцем. С его
именем, вероятно, связаны в русском языке такие слова хорошо, хорувь, хор, бог
миропорядка, связанного с ходом солнца. Хорс и Даждьбог соотносятся как
греческие
Гелиос и Аполлон. Бог Нави мог именоваться в противоположность ему Черным
Хоросом. Образ восходит ко временам глубокой древности. Возможно у сколотов
Коло-
ксай (Солнце-царь) - сын Таргитая (кузнеца Сварога) и тогда Хорс - Сварожич.
Его день -
воскресение, как и у Даждьбога, металл - червоное золото.
Маржана, Марцана, Морена, Морана - богиня плодородия и жатвы согласно
"Хронике Польши" Яна Длугоша и "Mater Verborum", соотносимая с Гекатой и
Церерой,
она же Мара - богиня смерти по "Краледворской рукописи" и Marzava по А.Френцелю.
Для изгнания Мары использовалась кочерга и опахивание. Мор, морок, море, как
враждебная стихия, кошмар.
Жива - богиня жизни и плодородия ("Славянская хроника" Гельмольд, "Веда славян"
Верковича IV,5,5-13), по средневековым польским источникам - дочь Свентовита и
Нонцены (?) - дня и ночи. Именуется в поздних польских источниках Великой
(Дидилия) и
прекрасной госпожой (Красопани), а также Милкой или Мильдой (Милой). Крупнейшее
святилище было в полабском городе Ратибор. Зарубежные авторы 15-17 веков
перерисовывают друг у друга ее изображение в виде пышногрудой голой женщины с
плодами в руках. По семантике близко к слову "жизнь" и связана с достатком -
нажива,
пожива.
Доля, Среча, Сряшта, Встреча, Счастье - пряха, помощница или младшая сестра
Макоши-Яги, матери жребия, Ягишна (Голубиная книга, Афанасьев, сербский эпос)
Недоля, Несреча, Несряшта, Злосчастье - пряха, помощница или младшая сестра
Макоши-Яги, матери жребия, Ягишна(Голубиная книга, Афанасьев, сербский эпос)
Порвата - богиня весны согласно "Mater Verborum". Этимологически связана с
Поревитом, Поренутом и Прове. Возможно, связана этимологически с Парвати, женой
Шивы (нашего Велеса), матерью Сканды (нашего Ярилы).
Летница - жена Перуна согласно "Mater Verborum", она же, вероятно, Перуница,
Громовица.
|
|