|
Коруна - мать богов - согласно поучению против язычества см. "Слово святого
Григория", возможно, один из эпитетов Лады или Дивы.
Троян - упомянут в апокрифе "Хождение Богородицы по мукам" в ряду "Троян, Хърс,
Велес, Перун", в полууставной рукописи Толстовского собрания среди "Перуна и
Хорса,
Дыя и Трояна", см. также "Слово и откровение святых апостолов" [А.Афанасьев.
Поэтические воззерния славян на природу. т.2, -М.: Индрик, 1994, стр 642 сл.] В
"Слове о
Полку Игореве" упомянуты тропа Троянова, века Трояновы и земля Троянова: "О
Бояне,
соловию стараго времени! Абы ты сиа полкы ущекотал, скача, славию, по мыслену
древу,
летая умом под облакы, свивая славы оба полы сего времени, рища в тропу Трояню
чрес
поля на горы!" "Были вечи Трояни, минула лета Ярославля; были полци Олговы,
Ольга
Святославличя". "Уже бо, братие, не веселая година въстала, уже пустыни силу
прикрыла. Въстала обида в силах Даждьбожа внука, вступила девою на землю Трояню,
въсплескала лебедиными крылы на синем море у Дону: плещучи, упуди жирня
времена".
"На седьмом веце Трояни връже Всеслав жребий о девицю себе любу". В поздних
сербских
источниках сказано, что Троян боится солнечного света и у него козлиные уши.
Возможно, один из пекельных богов, ипостасей Черного бога.
Проно, Прово, Прове (Рrovo) - бог права, бог дубовых рощ, его день - вторник
(хотя у
Перуна - четверг), почитался ваграми, бог альденбургской земли (Гельмольд,
"Славянская
хроника" 1157-1170-е): "... мы отправились дальше по Славии в гости к одному
могущественному человеку, имя которому было Тешемир, ибо он приглашал нас к
себе. И
случилось, что по дороге мы пришли в рощу, единственную в этом краю, которая
целиком
расположена на равнине. Здесь, среди очень старых деревьев мы увидели священные
дубы, посвященные богу этой земли - Прове. Их окружал дворик, обнесенный
деревянной
искусно сделанной оградой, имевшей двое врат. Все города изобиловали пенатами и
идолами, но это место было святыней всей земли... Славяне питают к своим
святыням
такое уважение, что место, где расположен храм, не позволяют осквернять кровью
даже во время войны." О нем сообщают также "Щедий Михей, "О германских богах"
(ок
1750 г), А.Френцель ("История народов и обычаев Верхней Лужицы",1696).
Поренуч, Поренут (Porenutius) - пятиликий бог, Саксон Грамматик "Славянская
Хроника", "Книтлингасага".
Поревит (Porevith) - пятиглавый бог добычи по Аврааму Френцелю "История народов
и
обычаев Верхней Лужицы" (1656-1740), "Книтлингасага".
Ний или Вий в православии - св. Касьян - бог навьего подземного мира и
посмертный судья, соотносится с Плутоном по Длугошу "История Польши", скорее
всего одна из ипостасей Велеса. "И вдруг настала тишина в церкви: послышалось
вдали
волчье завывание, и скоро раздались тяжелые шаги, звучавшие по церкви, взглянув
искоса,
увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь
был он
в черной земле. Как жилистые крепкие корни выдававлись из него засыпанные
землею
руки и ноги. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки были опущены
до
самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нем железное. Его привели
под
руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома. - Подымите мне веки: не
вижу!-
сказал подземным голосом Вий.- И все сонмище кинулось подымать ему веки."
(Гоголь
"Вий") Мы знаем, что в сказках типа "Бой на Калиновом мосту" герой и его
названые
братья справляются с тремя чудо-юдами, затем раскрывают козни чудо-юдовых жен,
но
|
|