|
сестриниць, а инiи въ Сварожитца верують и в Артемиду, имже невеглаши человечи
молятся, и куры имъ режуть... и инеми въ водахъ потопляеми суть. А друзiи къ
кладезямъ
приходяще моляться и въ воду мечуть... жертву приносяще, а друзiи огневи и
каменiю, и
рекамъ, и источникомъ, и берегынямъ, и в дрова - не токмо же преже въ
поганьстве, но
мнози и ныне то творятъ". Прародитель славянского рода по "Слову о полку
Игореве":
"Тогда при Олзе Гориславличи сеяшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь
Даждьбожа внука, в княжих крамолах веци человекомь скратишась". "Въстала обида
в
силах Даждьбожа внука, вступила девою на землю Трояню, въсплескала лебедиными
крылы на синем море у Дону: плещучи, упуди жирня времена". Он же Радегаст,
Радогост
- у западных, Радигощ и Радогощ - у вятичей. Сын Сварога, внук Кръта
("Славянская
хроника" Гельмольд, "Хроника" Дитмар Мержиборжский, "Mater Verborum"), бог
солнца
и явьего Света (соотносимый с Митрой и Аполлоном Таргелием), его день -
воскресенье,
его металл - золото, его камень - яхонт. Празднование, возможно, приходится на
день
Родиона-Ледолома. Крупнейший культовый центр Сварожича располагался на землях
лютичей-ретарей, неоднократно уничтожался и отстраивался вновь - 953 г.
разорялся
Оттоном Первым, в 1068 г. саксонским епископом Бурхардтом Вторым и был
окончательно сожжен германцами в 1147-1150 гг. во время крестового похода
против
язычников баварского герцога Генриха Льва. Бронзовые изображения богов лютичей
и
ритуальные предметы из Ретринского храма были найдены в земле деревни Прильвиц
в
конце 17 века. Фигурки покрыты славянскими руническими письменами. На землях
вятичей в честь бога-Сварожича также назвали городища. Имя Радегаст звучало бы
здесь, как Радигош, Радогощ - на его роль претендуют два городища - это либо
Погар на
реке Судость (притоке Десны) к западу от Трубчевска и к северу от Новгорода
Северского, либо это собственно Радогошь на реке Нерусса к северу от Севска и к
западу
от Крома. Священным животным Даждьбога-Радегаста считался лев, Сварожича
изображали либо с львиной головой, либо едущим на колеснице, запряженной львами.
У
Радегаста, как и у Вишну, священным животным являлся также вепрь.
Перун, Перунова - бог грома и молний, как небесного огня, упомянут в летописях
в
договорах русов и славян с ромеями (кн. Олег - 907 г, кн. Игорь - 945 г., кн.
Святослав - 971
г.). Сварожич (Перун - в русских летописях, Перунова - "Mater Verborum", Пероун
- "Слово
и откровение святых апостолов" из поучений против язычества 14 века).
Поминается в
"Слове о мздоимании" (список XVI века), а также в "Поведании о (Мамаевом)
побоище
вел. кн. Дитрия Ивановича Донского" вместе с Мокошем в числе языческих богов
нечестивых "татар", и в "Слове о покаянии" (список XVI века). Его день -
Четверг. Его
металл - олово, его камень - белемнит (чертов палец-перуновы стрелы) сапфир,
лазурит,
дерево - дуб, бук. Связывался с плодородием, в православии соотнесен с Ильей
Пророком,
литературно в позднее время соотнесен с Зевсом, владеющим перуном. Соотносится
с
Перкунасом балтов, Тором скандинавов, Таринисом - кельтов.
Симаргл, Семаргл - русские летописи, предположительно от "смага" т.е. пламя
("За
ним кликну Карна, и Жля поскочи по Руской земли, смагу мычючи в пламяне розе" ),
Огонь-
Сварожич, полупес, полузмей. Вероятно, посредник между явьим миром и миром
поднебесным. Пенежный (огненный) змей из заговоров. (Паисъевский сборник св.
Григория
- 14 век и Златоустов сборник 1271 г.) Огнебог-Йогнебоже по "Веде славян"
Верковича,
он же Рарог, Рарожек - сын Сварога по чешским источникам. Затем, уже в
православное
время, по мнению ак. Б.А.Рыбакова, назван Переплут - бог почвы, корней растений,
растительной силы ("Слово Иоанна Злотоуста... како первое погани веровали в
|
|