Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Боги славян
<<-[Весь Текст]
Страница: из 15
 <<-
 
выводам А.Афанасьев приводит мифы о сотворении Мира Богом и Сатаной, за этими 
непримиримыми противниками угадываются языческие Белый и Черный боги. Вот один 
из малоросских вариантов этого древнейшего мифа, благополучно дожившего до 
середины девятнадцатого века и преломившегося через православное: "В начале 
Света 
благоволил Бог выдвинуть Землю. Он позвал Черта, велел ему нырнуть в бездну 
водяную, 
чтобы достать оттуда горсть земли и принесть ему. - Ладно, думает Сатана, я сам 

сделаю такую же землю! Он нырнул, достал в руку земли и набил ею свой рот. 
Принес 
Богу и отдает, а сам не произносит ни слова... Господь куда ни бросит землю - 
она вдруг 
является такая ровная-ровная, что на одном конце станешь - то на другом все 
видно, 
что делается на земле. Сатана смотрит... хотел что-то сказать и поперхнулся. 
Бог 
спросил: чего он хочет? Черт закашлялся и побежал от испугу. Тогда гром и 
молния 
поражали бегущего Сатану, и он где приляжет - там выдвинутся пригорки и горки, 
где 
кашлянет - там вырастет гора, где привскачет - там высунется поднебесная гора. 
И 
так бегая по всей земле, он изрыл ее: наделал пригорков, горок, гор и 
превысоких 
гор".[А.Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу (в трех томах), т.2, 
- М.: 
Индрик, 1994, стр 458-462] В других вариантах именно Черт-Чернобог достает 
землю 
Богу-Белобогу, затем Бог из первогорсти создает всю остальную Землю, а его 
напарник 
"портит" творение, добавляя асимметрии. Еще один вариант мифа из Заонежья 
таков: 
"По старосветному Окиян-морю плавало два гоголя, первый - бел-гоголь, другой - 
черен 
гоголь. И теми двумя гоголями плавали сам Господь Вседержитель и Сатана. По 
божию 
велению, по богородицину благословению сатана выздынул со дна синя моря горсть 
земли. 
Из той горсти Господь сотворил ровные места и путистые поля, а Сатана понаделал 

непроходимых пропастей, ущелий и высоких гор. И ударил Господь молотком и 
создал 
свое воинство, и пошла между ними великая война...". К двум птицам-гоголям мы 
вернемся, сейчас отметим, что по апокрифам типа "Свиток" (XV в): "...взял 
Господь 
камень, преломил надвое, и из одной половины от ударов божьего жезла вылетели 
духи 
чистые, из другой же половины набил Сатана бесчисленную силу бесовскую"; по 
другой 
версии Черт "омыл свое лицо и руки водою, брызнул ею назад от себя - и 
состворил 
столько чертей, что ангелам не доставало уж места на небесах." Велес, Волос, 
Власе, 
Власий - "скотий бог", т.е. бог богатства (через скот) и дикой природы (русские 

летописи по договорам Олега и Святослава с греками), бог лесов, бог искусств 
(Mater 
Verborum, "Слово о Полку Игореве" - Боян, Велесов внук, "Веда славян" в изд. 
Верковича, 
IV, 5. 5-13), а также в средневековых поучениях против язычества, например, в 
апокрифе 
"Хождение Богородицы по мукам". В ППЯ его поминают, как "лютого зверя", Сатану, 
у 
прибалтов vels - синоним слова "черт". Одно из его имен, также, Мокос - муж 
Макоши 
(нам известно по меньшей мере четыре поминания Мокоша-Мокоса в мужском роде), 
посмертный судья, бог магии, бог Нави. Именно он носит имя Чернобога у славян, 
хотя 
имеет воплощение и в Прави. Одна из сторон Рода (который также соотносился с 
Сатаной в ППЯ). Велес отождествлен Б.А.Рыбаковым с трехликим изображением на 
нижнем ярусе Збручского кумира. Его день - среда, камень - опал или обсидиан, 
металл - 
свинец или ртуть, дерево - ель, орех или ясень. Его, Велесовы, дня празднуют 2 
и 6 января, 
а также в дни чествования Ярилы. У словен приильменских, вероятно выступал 
также 
под именем Ящера или Волхова. Волосыни - жены Велеса, созвездие Плеяд согласно 
И.И.Срезневскому (они же Власожелищи, Бабы) со ссылкой его на сочинение 
Афанасия 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 15
 <<-