|
"Город Аркона лежит на вершине высокой скалы; с севера, востока и юга огражден
природною защитой... с западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей.
..
Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм,
прекрасной работы, но почтенный не столько по великолепию зодчества, сколько по
величию бога, которому здесь воздвигнут кумир. Вся внешняя сторона здания
блистала
искусно сделанными барельефами различных фигур, но безобразно и грубо
раскрашенными. Только один вход был во внутренность храма, окруженного двойной
оградою... В самом храме стоял большой, превосходящий рост человеческий, кумир,
с
четырьмя головами, на стольких же шеях, из которых две выходили из груди и две
- к
хребту, но так, что из обеих передних и обеих задних голов одна смотрела
направо, а
другая - налево. Волосы и борода были подстрижены коротко, и в этом, казалось,
художник сообразовывался с обыкновением руян. В правой руке кумир держал рог из
различных металлов, который каждый год обыкновенно наполнялся вином из рук
жреца
для гадания о плодородии следующего года; левая рука уподоблялась луку. Верхняя
одежда
спускалась до берцов, которые составлены были из различных сортов деревьев и
так
искусно были соединены с коленами, что только при внимательном рассматривании
можно было различить фуги. Ноги стояли наравне с землей, из фундамент сделан
был
под полом. В небольшом отдалении видны были узда и седло кумира с другими
принадлежностями. Рассматривающего более всего поражал меч огромной величины,
ножны, черен которого, помимо красивых резных форм отличались серебряной
отделкой... Кроме того этот бог имел также храмы в многих других местах,
управляемые жрецами меньшей важности. Кроме того при нем был конь, совершенно
белый, у которого выдернуть волос из гривы или хвоста почиталось нечестием...
Святовита символизировали разные знаки, в частности, резные орлы и знамена,
главное
из которых называлось Станица... Власть этого небольшого куска полотна была
сильнее
власти княжеской."
Чернобог или Велес - навий ("злой") бог согласно "Славянской хронике"
Гельмольда,
обычно отождествляется с Черноголовом из "Книтлингасаги", имеет воинские
функции.
В сербо-лужицком пантеоне назван А.Френцелем (1696) - Czernebog. Петр Альбин в
"Миснейской летописи" говорит: "славяне для того почитали Чернобога, как злое
божество, что они воображали, будто всякое зло находится в его власти, и потому
просили его о помиловании, они примиряли его, дабы в сей или загробной жизни не
причинил он им вреда". Гельмолд в своей "Славянской Хронике" описывает, что
когда на
пиру у славян чествовали злого бога Чернобога, то при обносе гостей чашею
каждый
произносил проклятия, а не слова благословения. Впрочем, каждый понимает в меру
своего воспитания: "Удивительное суеверие славян, ибо они на своих празднествах
и
пирах обносят круговую чашу, возглашая над нею слова - не скажу благословения,
но
проклятия, во имя богов доброго и злого, так как ожидают от доброго бога
счастливой
доли, а от злого - несчастливой; поэтому злого бога даже называют на своём
языке
дьяволом или Чернобогом". Аль-Масуди дает описание святилища Черного бога (10
века)
на черной горе: "... в нем (здании на черной горе) они (славяне) имели большого
идола в
образе человека или Сатурна, представленного в виде старика с кривой палкой в
руке,
которой он двигает кости мертвецов из могил. Под правой ногой находятся
изображения разнородных муравьев, а под левой - пречерных воронов, черных
крыльев и
других, а также изображения странных хабашцев и занджцев (т.е. абиссинцев)". По
мифу, приведённому Срезневским Сатана или Черт (читай Чернобог) поганит душу
человека и "портит" мир, созданный богом. В своей трехтомной работе,
замечательной
по собранному фактологическому материалу, но абсолютно недостоверной по логике
и
|
|