|
более позднюю эпоху выделился в самостоятельный космогонический персонаж,
который
заставляет живую материю быть мертвее, связан с хтоническими персонажами типа
зайца, утки и рыбы. Несомненно связан с сезонными омертвениями, является врагом
Макоши-Яги, которая проводит героя в его мир - кощное царство. Интересно и имя
героини, похищаемой Кощеем - Марья Моревна (смерть смертная), т.е. Кощей - еще
большая смерть - стагнация, смерть без возрождения.
Злата Майя (Slota Вава) - мать Коляды согласно "Веде славян" Верковича. Жена
Зеленого Егория-Юрия, т.е. Ярилы, Хорса или Даждьбога.
Денница - богиня зари, сестра Хорса, соотношение то же, что у Гелиоса с Эос.
Авсень, Овсень, Усень, Баусень, Таусень - бог осени и урожая согласно
Афанасьеву, обряд, связанный с ним - переход через мост, когда кричат: "Пришел
Таусень!"
Прия - богиня любви по "Mater Verborum" (либо богиня весны в четверке Прия -
весна,
Спожина - лето, Овсень - осень, Сива - зима), ее день, как и у Макощи - Пятница,
но
металл - медь или бронза, а камень - изумруд. Наверное, есть некая связь с
богиней
Фрейей, что сама из ванов.
Светлоноша - богиня любви, "Mater Verborum". Светлоношами венды называли также
духов, танцующих на лугах.
Позвизд, Похвист - бог ветра ("Густинская летопись", Иннокентий Гизель
"Синопсис",
1674 г.), северного ветра, о нем сообщают Кромер и Меховский. Внук Стрибога.
Погода (Pogoda), Догода - бог изменчивости ("Хроника Польши" Ян Длугош),
вероятно, тоже бог ветра, типа Посвиста, но благоприятный, южный или западный.
Внук Стрибога.
Подага - "... у славян имеется много разных видов идолопоклонства. Ибо не все
они
придерживаются одинаковых языческих обычаев. Одни прикрывают невообразимые
изваяния своих идолов храмами, как, например, идол в Плуне, имя которого
Подага..."("Славянская хроника" Гельмольд), возможно, женская ипостась Огня-
Сварожича или Даждьбога, см "поджигать".
Щур - бог межи, по ту сторону которой смерть (прищуриться), не путать с чурами,
чур связан с культом предков-охранителей жилища(чураться). Чуры - духи
хранители, а
щуры - типа римских ларвов, лемуров, духов смерти, от которых откупались.
Вода, Бода - "Хроники всего света" Матвей Меховский, "Повесть о построении
бенедиктинского монастыря на Лысой горе" (XVI век записи), известно изображение
сего
бога в виде одетого в доспех мужчины. Иногда называется в польских
средневековых
источниках сыном Живы и братом Перуна с неким Пекленецом.
Услад - бог любви согласно Афанасьеву, нам известно лишь одно его поминание в
ППЯ
"О идолах Владимировых" как Осляда или Услада.
Припегала - бог подобный Приапу - Авраам Френцель "История народов и обычаев
Верхней Лужицы" (1656-1740) - вероятно, сын Ярилы или Велеса.
Tya (лат) - функции неизвестны, по Длугошу и Ченхстоховской летописи 1423 г.
Яна из
Михочина.
Желя, Жля - богиня печали, плача, "Слово о Полку...", из "Слова некоего
кристолюбца"
узнаем о существании еще в 17-ом веке языческих парных обрядов "желенья и
карания".
Такая богиня известна у западных славян, некий чешский хронист cередины 14 века
Неплах упоминает Zela, которую Рыбаков сопоставляет с Желей из "Слова о Полку
Игореве". Желя, жаление - это скорбь по умершим, сакральные погребальные обряды.
В
ППЯ "Слово святого Дионисия о жалеющих" сказано: "Дьявол желению учит и иным бо
творит резатися по мертвых, а иных в воде топитися нудит и давитися учит". У
|
|