|
мать змеев смогла обмануть Ивана Быковича и "утащила его в подземелье, привела
к
своему мужу - старому старику. - На, тебе - говорит - нашего погубителя. Старик
лежит на железной кровати, ничего не видит: длинные ресницы и густые брови
совсем
глаза закрывают. Позвал он тогда двенадцать могучих богатырей и стал им
приказывать: - Возьмите-ка вилы железные, поднимите мои брови и ресницы черные,
я
погляжу, что он за птица, что убил моих сыновей. Богатыри подняли ему брови и
ресницы вилами: старик взглянул..." Не правда ли, похоже на Гоголевского Вия.
Старый
старик устраивает Ивану Быковичу испытание с похищением для него невесты. А
затем
и вовсе соревнуется с ним, балансируя над огненной ямой. стоя на доске. Старый
старик
этот проигрывает испытание и низвергается в огненную яму, т.е. в самую глубь
своего
нижнего мира. А вот на Украине есть персонаж Солодивый Бунио, а попросту
Шолудивый Боняк (Бодняк), иногда он является в образе "страшного истребителя,
взглядом убивающим человека и превращающим в пепел целые города. счастье только
то.
что этот убийственный взгляд закрывают прильнувшие веки и густые брови".
"Длинные
брови до носа" в Сербии, Хорватии и Чехии, а также в Польше были признаком Моры
или
Зморы. это существо считалось воплощением ночного кошмара. ( см. М.Драгоманов,
Малорусские народные предания и рассказы, -Киев, 1876, с 224, и также И.Ичиро.
Общеславянский фольклорный источник гоголевского Вия// Известия АН СССР, сер.
лит.
и русского яз.N5, 1989) Былинный отец Святогора неспроста отождествлен А.Асовым
с
Вием. Приехавший к слепому(темному) отцу Святогора погостить Илья Муромец на
предложение "пожать руку" подает слепому великану кусок раскаленного до красна
железа, за что получает похвалу: "Крепка твоя рука, хороший ты богатырек"
(А.Ф.Гильфердинг, Онежские былины, М., 1949). Болгарская секта богомилов
описывает
Дьявола, как превращающего в пепел всех. кто посмеет взглянуть ему в глаза
(Йордан
Иванов, Богомильские книги и легенды, София, 1925). В сказке о Василисе
Прекрасной.
которая жила в услужении у Бабы-яги, говорится о том, что она получила в
подарок за
труды - в одних случаях - горшок (печь-горшок), в других случаях - прямо череп.
Когда она
вернулась домой - череп-горшок сжег дотла своим магическим взглядом ее мачеху и
дочерей мачехи. Таковы, далеко не все источники о древнейшем навьем божестве
Вий.
Готовится к печати замечательная работа Дмитрия Громова (Ивана Белкина),
наиболее
полно описывающая этот персонаж, работы этого автора мы и рекомендуем
заинтересованному читателю. Он же- Вий - в дальнейшем вероятно сливается с
образом
Кощея - сын Матери Земли. Изначально это земледельческий бог, затем - царь
мертвых,
бог смерти. Близок по функциям и мифологеме к греческому Триптолему. Утка, как
хранительница яйца со смертью Кощея, почиталась его птицей. В православии
заменен
злым святым Касьяном, чей день отмечался 29 февраля. "Касьян на что ни взглянет
- все
вянет. Касьян на скот взглянет, скот валится; на дерево - дерево сохнет."
"Касьян на
народ - народу тяжело; Касьян на траву - трава сохнет; Касьян на скот - скот
дохнет."
"Касьян все косой косит..." Любопытно, что Касьяну подчинены ветра, которые он
держит за всевозможными запорами. Обращает на себя внимание родство слов
КОЧерга, КОШевой, КОЩей и КОШ-МАР. Кощ - случай, жребий (ср. Макощ).
Предполагалось, что Чернобог кочергами ворошит угли в пекле, чтобы из этой
мертвой
материи народилась новая жизнь. Дмитрий Громов (Иван Белкин) заметил, что есть
православный святой Прокопий Устюжский, изображаемый с кочергами в руках, как
например на барельефе церки Вознесения на Б.Никитской улице в Москве 16 века.
Этот
Святой введенный в 13 веке, ответственен за урожай, у него три кочерги, если он
их
несет концами вниз - уражая нет, вверх - будет урожай (Виноградов П, Жизнь
святых...,
М., 1880, с 29.) Таким образом можно было предугадать погоду и урожайность.
Кощей в
|
|