|
Боги славян
(Данный раздел посвящен славянским богам.)
ПЕРВЫЕ, СТАРЕЙШИЕ БОГИ И БОГИНИ
Род - Сущий, Единый, прародитель богов и творец мира, "Вседержитель, иже единъ
бесмертенъ и непогибающихъ творецъ, дуну бо человеку на лице духъ жизни, и
бысть
человекъ въ душю живу: то ти не Родъ, седя на вздусе, мечеть на землю груды - и
въ
томъ ражаются дети...", упомянут, например в поучениях против язычества "О
вдохновении святаго духа", "Слове об Идолах", "Слово Исайи пророка", рукописи
Четьи
Минеи из древнерусского духовника. Возможно, как Стрибог, т.е. стрый (старый)
бог-
отец упомянут в "Слове о Полку Игореве" и русских летописях, а также как Бог в
договоре русов Игоря с ромеями. Гельмольд сообщал: "Среди многообразных божеств,
которым они посвящают поля, леса, горести и радости они (славяне) признают и
единого
бога, господствующего над ними в небесах, признают, что он всемогущий,
заботится
лишь о делах небесных, другие боги повинуются ему, выполняют возложенные на них
обязанности, и что они от крови его происходят и каждый из них тем важнее, чем
ближе он стоит к этому богу богов". Богом богов у западных славян именуют
Свентовита, скорее всего это одна из главных ипостасей Рода. "Суда божия не
минути"
- Суд или суд - одна из ипостасей рода. Роду сопутствуют рожаницы (в "Вопросах
Кирика", памятнике словесности XII века: "Аже се Роду и Рожанице крають хлебы и
сиры и мед..."), как-то связаные с судьбой, вероятно, если Рода именуют Судом,
то
рожаниц - судиницами. Иногда упомянута только одна Рожаница: "Извыкоша елени
класти требы Атремиду и Артемиде, рекше Роду и Роженице, тации же игуптяне.
Також и до словен доиде се слов, и ти начаша требы класть Роду и Рожаницам,...
а се
егуптяне требы кладут Нилу и огневе, рекуще Нил плододавецъ и раститель
класом".("Сл. Св.Григория о том, како первое погани суще языци кланялися идолом
и
требы им клали"). В светлой ипостаси Род сопоставлен с Аполлоном-Атремидом
(Артемидом): "Артеми, юже нарицають Родъ" ("Мученiе св.Трифона изъ февральской
Минеи четiи по списку XV века." Моск. дух. Акад.N584). Любопытно, что в
качестве
синонима к "родъ" Срезневский проводит слово "геена, огонь неугасимый". Род в
ППЯ по
Срезневскому противопоставляется христианскому Богу, т.е приравнивается к его
противникам, Сатане, равным ему по "назначению": "То, иже служат Богу и волю
его
творят, а не Роду, ни Роженицам, кумиром суетным, а вы поете песнь бесовскую
Родоу
и Роженицам" (Сбор. Троиц, 16 век). Рожаницами многие полагают Ладу и Лелю,
хотя ни
разу в ППЯ их не именуют так. Яcно, что Рожаницы - девы жизни и судьбы которым
"с
робятъ первыя волосы стригутъ и бабы каши варяъ на собрание
рожаницамъ"("Цветник"), и люди еще в 13 веке "готовающеи ражаницам трапезоу и
исполняюще демонови чьрпания" ("Паремейник", 1271 г.) "А овце вернии людьи, иже
работають Богу, а не рожаницам" (Изборник 13 века - "Книга нарицаемыя изборникъ
и о
многъ оць тълкованы") "Ставление трапезы рожаницам i прочая вся служенья
дьавола"
(Пиисiевскiй сборникъ конца XIV в.)
Белобог или Свентовит(Svantevit) - явий ("добрый") бог, бог плодородия согласно
"Mater Verborum", и противостоящий Чернобогу, одна из сторон Рода. Свентовит,
Святовит, Световик, Светич - бог Белого света, бог богов, верховный бог,
бог-всадник,
сражающийся с ночью. Упомянут в "Славянской хронике" Гельмольда, подробно
описан у
Саксона Грамматика в "Деянии данов", как главный бог, бог богов храма при
Арконе,
упомянут в "Mater Verborum". Именно он чаще всего подразумевается под именем
Белобог у славян, соотносим с Аполлоном (Атремидом), а сопутствующая ему
Рожаница
- с Артемидой. Свентовит отождествлен с четырехликим изображением верхнего
яруса
Збручского кумира. Четырехликое изображение Свентовита стояло в знаменитейшем
Храме в городе Аркона. Кумир истреблен епископом Абсалоном в 1168 г. Саксон
пишет:
|
|