|
дело управления страной в
свои руки и перестроят ее на научных основаниях.
«Если вы будете работать внутри методологии, – пишет Г. Щедровицкий в книге
„Философия, наука, методология“, – в методологической команде, то у вас не
будет всех этих проблем: зачем нужна методология, что она позволяет, и чего она,
наоборот, не позволяет. Вы будете методологизировать – и все.
…Теория деятельности ставит вопрос о глобальном, или тотальном проектировании и
планировании всего социума, об управлении им на научных основах.
Для меня работа в области методологической Касталии [3] главное. Если мне
удастся подготовить сто – сто пятьдесят методологов на страну, я умру спокойно.
Поскольку они дальше будут по принципу лавины готовить следующих».
[4]
Я решил выйти из школы Щедровицкого и начать самостоятельную интеллектуальную
жизнь. Именно в этот период моя первая жена увлеклась сначала православием, а
затем встретила гуру, которых в то время в Москве было немало. Этот гуру,
которого, если память меня не подводит, звали Валерий, привез целый чемодан
самиздатовской эзотерической литературы, собрал вокруг себя кружок, состоявший
в основном из женщин, и стал учить. Гуру учили в то время самым разным вещам:
пропагандировали уже известные доктрины, например, Будды, Рудольфа Штейнера,
Блаватской, Елены Рерих, знакомили с новыми эзотерическими учениями (особенно
сильное впечатление здесь произвели два автора – Джон Кришнамурти и Карлос
Кастанеда), создавали собственные интерпретации и варианты эзотерических знаний.
Моя жена не просто увлеклась эзотерическими идеями, но оставила обычную жизнь и
семью, ушла с работы, день и ночь читала эзотерические тексты, медитировала,
голодала. Закончилось хождение в эзотерику печально. Все это заставило меня не
только искать смысл жизни в рамках философии и методологии, но и попытаться
понять свою супругу, а также сами эзотерические учения. Я стал читать тексты
Будды, Кришнамурти, Штейнера, Шри Ауробиндо, Кастанеды, Гурджиева, Успенского и
других авторов. Сначала ничего не понимал, возмущался, как мне казалось, дикой
фантазией и ненаучностью эзотерического мышления. Но потом поостыл, взял себя в
руки и сказал: «Негоже философу так относиться к чужой, пусть даже непонятной
мысли, буду учиться, искать ключи к эзотерической реальности и сознанию».
Пришлось много читать и перечитывать одни и те же тексты, применить для их
реконструкции весь арсенал известных мне средств и методов семиотики,
методологии и психологии, и, что думаю, не менее важно, искать в себе опыт
(переживаний, разрешения экзистенциальных проблем; какую-то роль сыграли и
занятия карате с их дзенбуддистской подкладкой), который бы помог почувствовать
эзотерическую реальность, войти в нее.
Где-то через пять-шесть лет я понял, что мне это удалось. Чтобы проверить себя,
решил изложить для друзей свое видение и понимание эзотерических учений.
Объявил семинар. Чаще всего он проходил на квартире моего приятеля и сотрудника,
поклонника Кришнамурти, Вадима Конжукова.
Чтобы хоть немного передать атмосферу этих семинаров, приведу воспоминания двух
его участниц, архитектора Галины Лебедевой и психолога Аиды Айламазьян.
Галина
Лебедева:
«О превратности судеб эзотерического знания в нашем отечестве мне пришлось
задуматься недавно, после посещения книжной ярмарки на Олимпийском стадионе,
где среди одуряющего множества прилавков с литературой поистине „всеохватного“
содержания – от детских раскрасок до сочинений Фрейда или Гайдара – выделяются
островки узко специализированной книжной продукции, относящейся к трем самым
востребованным сегодня темам: компьютеру, экономике (праву) и, как ни
удивительно такое сочетание, эзотерике в любых ее проявлениях. Строгие
дисциплины общения с компьютером и поиск четкости и обоснованности в
общественных установлениях теперь, как будто, влекут за собой обостренный
интерес и ко всему тайному, магическому, необъяснимому.
Совсем иную подоплеку имел тот же интерес в начале 80-х, когда Вадим Розин
отважно взял на себя труд „повивальной бабки“, пестовавшей в течение нескольких
месяцев возникновение эзотерических сполохов в заданной „одномерности“ сознания
советского человека. На его семинар приходили люди разного возраста, разных
профессий, разного социального статуса (так, я занималась теорией архитектуры,
мой муж – врач-терапевт, его друзья – реаниматолог и санитар). Мы собирались
темными вечерами в старом доме, в квартире, странные жильцы которой терпеливо
сносили наше присутствие: слепой ворон в проеме распахнутой клетки
прислушивался к нашим шагам, бродила большая собака, заглядывая в лица, кошка
демонстрировала свою отстраненность, молчаливый хозяин помогал нам, когда мы
заполняли пространство одной из комнат компактно, на всех уровнях, словно
природную расщелину. В уютной тесноте я раскладывала вязанье, и болотная зелень
ползущих шерстяных нитей дополняла картину естественного сосуществования людей,
ради единой цели ост
|
|