|
ысл существования человека и мира. Я верил, что
такая возможность должна быть. И я не ошибся. Есть другая субстанция – не мозг,
а душа, которая должна развиваться и постигать эту истину.
Приехав в Израиль (1974 г.), я продолжал мучиться тем же вопросом о смысле
бытия – ради чего стоило бы жить. Сначала я хотел быть как все, но не смог, не
сумел задушить в себе вопрос: для чего я существую? Чем больше я задавал
вопросов, тем больше их возникало, и я категорически не мог смириться с тем,
что на какие-то вопросы я вообще не смогу получить ответы в течение своей жизни.
К гуманитарным знаниям страсти не питал, верил только в реальные науки. В
процессе своих поисков, я, наконец, решил обратиться к людям религиозным, решив,
что они знают и могут подсказать мне, для чего стоит жить (1975 г.). Я
изучалрелигиозные тексты, получал много новой информации, но ни одного ответа
на свои главные вопросы не находил. Продолжая поиски, я узнал, что есть такое
древнее учение – каббала, которая говорит обо всех тайнах и смыслах бытия. Я
начал искать учителя-каббалиста, но никак не мог найти.
Спустя два года я неожиданно увидел объявление о кружке каббалы, сразу
записался, как обычно, ринулся с головой, накупил книг, стал копать внутрь,
чтобы досконально выяснить все вопросы, даже если мне для этого требовалось
просиживать над ними неделями. Первый раз в жизни «схватило за живое», и я
понял, что это мое и касается лично меня.
Кружок оказался «липовым», но я продолжил искать настоящих учителей-каббалистов,
ездил в поисках по всей стране, брал частные уроки, но каждый раз внутренний
голос говорил мне, что это не настоящая каббала, потому что рассказывает не обо
мне, а о чем-то отвлеченном. Я выучил иврит и арамейский язык, чтобы читать
книги в первоисточниках. Бросив всех учителей, заинтересовал каббалой одного
знакомого, и вечерами мы вдвоем изучали подряд все книги по каббале, и так
продолжалось месяцами.
В один из холодных дождливых зимних вечеров 1979 г. вместо того чтобы, как
обычно, засесть за книги «Пардес римоним» и «Таль орот», отчаявшись, я
неожиданно даже для самого себя, вдруг, предложил своему напарнику поехать в
Бней-Брак (религиозный пригород Тель-Авива), искать учителя. Я бывал там пару
раз, разыскивая книги о каббале.
В Бней-Браке был такой же холодный, ветреный, дождливый зимний вечер. Доехав до
перекрестка, я приоткрыл окно и через дорогу крикнул одетому в длинные черные
одежды мужчине: «Скажи мне, где здесь изучают каббалу?» Для незнакомых с
атмосферой религиозных кварталов того времени поясню, что мой вопрос был
несколько странен: каббалу не изучали тогда ни в одном религиозном учебном
заведении. Единицы брали на себя смелость заявить, что они интересуются
каббалой. Но незнакомец, не удивившись, запросто мне ответил: «Поверни налево,
поезжай до плантации, увидишь напротив нее дом – там учат каббалу».
Доехав до указанного места, мы обнаружили темное здание. Войдя, увидели в
небольшой боковой комнате длинный стол и за ним нескольких стариков. Я
представился и объяснил, что мы хотим изучать каббалу. Старец, сидевший во
главе стола, пригласил нас присесть, сказав, что мы поговорим об этом после
окончания урока. Они продолжили читать недельную главу книги «Зоар» с
комментариями «Сулам», со старческим проглатыванием слов, полуфразами, как люди,
с полуслова понимающие друг друга.
Посмотрев на них, я пришел к выводу, что эта компания попросту коротает время
на старости лет, и нам лучше еще успеть в тот же вечер найти другое место для
занятий каббалой, но мой спутник удержал меня, сказав, что это нетактично.
Через несколько минут урок закончился, и старик, выяснив, кто мы, попросил
номер телефона: он подумает, кого нам дать в учителя, и сообщит. Я даже не
захотел дать свой номер, считая всю эту затею, как и многие другие в прошлом,
бессмысленной тратой времени. Чувствуя это, мой товарищ дал свой номер телефона.
Мы попрощались и уехали.
На следующий же вечер мой друг зашел ко мне и сообщил, что старец звонил,
предлагает нам учителя по каббале, и уже договорено, что мы приедем в тот же
вечер. Я не хотел тратить на это еще один вечер, но все же уступил уговорам
приятеля.
Мы приехали. Старец подозвал к себе другого, чуть помоложе, но тоже
седобородого человека, сказал ему пару слов и оставил нас с ним. Тот предложил
начать занятия со статьи «Введение в каббалу», которую мы, кстати, уже не раз
пытались освоить.
Мы присели за один из столов в пустом зале, и он начал читать и объяснять
прочитанное по абзацам. Я всегда волнуюсь, вспоминая этот момент: после
многолетних поисков было необычайно острое ощущение наконец-то найденного, того,
что так всегда хотелось найти и не
получалось!
На следующий день я уже записывал его уроки на магнитофон. Узнав, что основные
занятия со старцем (Учителем) проходят с 2 часов ночи до 6 утра, мы начали
приезжать каждую ночь.
Через несколько месяцев Учитель спросил меня, не могу ли я отвезти его к врачу.
Я, конечно, согласи
|
|