|
культуролог и методолог науки, одно из направлений исследований
которого – эзотерические учения. Мы объединили свои усилия, чтобы рассказать о
каббале и самим лучше понять место этого древнего и, одновременно, современного
учения на общей карте поисков и достижений человеческой мысли. Наши
представления о сущности мира, человека, о философии, истории и каббале
совпадают не во всем, но это обстоятельство нужно рассматривать не как
недостаток, а как предпосылку для наиболее объективного анализа выбранной темы.
Как известно, в сомнениях и диалоге рождается истина. Кроме того, каждый из нас
уже проделал путь длительного исследования и имеет собственные оригинальные
тексты: Михаил Лайтман – многочисленные статьи и книги о каббале, Вадим Розин –
о науке, культуре и эзотерических учениях. Поэтому мы прибегли к следующему
способу построения текста: изложение взглядов и мыслей в книге идет или от лица
каждого автора в отдельности, или от лица Скептика, изредка от лица обоих
авторов. Скептик введен специально: это наш собеседник, он – социолог и историк,
ищущий истину и свой путь в жизни, он читал, и немало, знаком с сутью
некоторых философских и эзотерических концепций. Скептик он не потому, что у
него плохой характер, или это личность, подвергающая все сомнению, а потому,
что ему часто непонятно, что говорят оба автора. Скептик в нашей книге выражает
не только взгляды, не совпадающие с тем, что высказывается мыслителями,
придерживающимися другого мировоззрения, но иногда и наши собственные сомнения
и проблемы. Наконец, мы постарались соотнестись с вопросами читателя, который
вообще не верит в Творца (а это, возможно, достаточно многочисленная аудитория).
Такому читателю оба автора постараются показать, что при правильном понимании
каббалы за этим учением видны вполне рациональные построения и этически
полезные представления.
История философских размышлений о мире и о человеке значительна и обширна.
Несмотря на определенный опыт, накопленный в этой области, вопросов здесь
гораздо больше, чем готовых ответов и решений. Тайна человека и окружающего его
мира продолжает принадлежать к кругу вечных проблем и является одной из
основных, если не центральной, во всей мировой философской мысли. В зависимости
от решения этих проблем, того или иного понимания сущности человека и мира,
создаются соответствующие теории исторического процесса, политические и
экономические доктрины, происходит выбор социального идеала, формируются
перспективы общественного развития.
В предлагаемой читателю книге делается попытка объединить усилия двух
мыслителей, сопоставить и свести философские и каббалистические знания. Авторы
хотели сделать очередной шаг в понимании природы человека, цели его жизни,
сущности мира.
Расскажем теперь немного о себе, точнее, о том, как каждый из нас пришел к
занятию не совсем ординарными для обычного человека предметами.
3. Рассказ Михаила Лайтмана о его пути в
Каббалу
На лекциях и в интервью меня нередко спрашивают, как я, ученый по профессии, с
головой ушел в столь далекую от науки сферу. Я мог бы понять справедливость
такого вопроса, если бы действительно занимался чем-то совсем отвлеченным и
необычным. Но ведь каббала – это учение о цели нашей жизни, о том, что так
близко каждому человеку.
Еще в детстве, как и все, я спрашивал себя, для чего я существую, вопрос этот
волновал мой мозг постоянно, если только не удавалось подавлять его погоней за
наслаждениями. Каждое утро с этим вопросом приходилось вставать, хотя я и
пытался заглушить его надуманными целями: получить интересную специальность,
увлечься работой и прочее. Занимаясь в конце 60-х гг. биокибернетикой и сидя в
лаборатории, я пытался докопаться до тайны жизни, смысла жизни, мучился от того,
что она никак не давалась, и у меня не было никакой информации о том, как ее
раскрыть. Я предполагал, что человеческий мозг – ключ к этой тайне. Я рвался к
этой тайне, а истина ускользала, но не отпускала меня. Я понял, что вот я могу
сейчас посвятить свою жизнь мелкой задаче, в частности, изучению
функционирования человеческого мозга, стану профессором, а жизнь пройдет, и я
все равно не успею добраться до истины. Я решил, что должен быть какой-то
другой путь, мне говорили верующие люди, что в познании какой-то другой вечной
жизни я узнаю истину. Мистика и слепая вера в потустороннюю жизнь были чужды
моему рациональному складу ума. Я стремился, чтобы мне в этой жизни дали
возможность узнать цель и с
|
|