Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Иудаизм и Каббала :: Михаэль Лайтман, Вадим Маркович Розин :: Каббала в контексте истории и современности
<<-[Весь Текст]
Страница: из 177
 <<-
 
вечного Творца,не 
имеющего начала и конца,происходят творения ничтожные, временные и ущербные?» 
или: «Если Творец абсолютно добр и творит добро, как он мог создать творения, 
вся жизнь которых проходит в 
страданиях?»
Вряд ли можно сказать, что комплекс этих проблем присущ только 
каббалистическому учению – он встречается и в других. Но здесь интересна 
направленность на проблемы бытия и смысла не «вообще 
абстрактно-категориального», «логического человека», а на индивида, решающего в 
своей земной, повседневной жизни по-своему вопросы своего бытия и мироздания, 
где наслаждения и страдания сосуществуют и весьма непросто.

В кратком предисловии трудно отметить все интересные, а тем более спорные, 
дискуссионные вопросы. Затронем лишь еще одну тему, над которой размышляют 
авторы: что есть каббала – наука, философия, мистика или, быть может, некий 
совершенно иной вид познания? Здесь немало высказано разных мнений. Автор 
множества книг о каббале М. С. Лайтман склонен полагать, что в ней есть все 
«элементы»: и наука (точнее, «преднаука»), и философия, и мистика, и религия и 
т. д. В большей степени в его позиции преобладает рассмотрение каббалы как 
«преднауки», и здесь внимание концентрируется на тех «системах знания», которые 
исторически ей присущи. Однако это весьма дискуссионная позиция, поскольку 
знания раннего периода были скорее хаотичны, чем системны, хотя элементы 
своеобразной логики и доказательности присущи и каббале. Но, мне представляется,
 что автор раздела о каббале М. С. Лайтман, как и «Скептик», и автор 
«эзотерического раздела» В. Розин, скорее склонны к тому, что каббала, как 
впрочем, и всякое раннеисторическое явление духовной жизни – многоликий феномен,
 и еще предстоит более основательно разобраться в разнообразии форм, тенденций, 
влияний, которые исторически отпечатывались на ее содержании.

Я думаю, что в ходе дискуссии была найдена более удачная, близкая к истине и 
даже более эвристическая формула: «Каббала как форма иррационального сознания».

В чем преимущество этой формулы? Во-первых, она более актуальна, ибо ныне из 
всех проблем общественного сознания и духовной жизни наиболее неясной и 
дискуссионной, а также наименее изученной и представленной как в философских, 
так и в собственно научных исследованиях – является сфера иррациональности. В 
европейском мышлении столетиями господствовал рационализм. Он же наиболее 
изучен. Что же включает в себя сфера иррационального, и какова ее роль: в 
эволюции самого разума, в развитии личностного сознания, в развитии 
человеческого духа в целом, – до сих пор остается неясным.

Между тем, тенденция развития духовной сферы в конце XX и начале XXI века явно 
намечена: переход от абстрактно-объектных форм знания и поведения к 
личностно-субъектным, что предполагает гораздо более глубокое и широкое 
историческое и современное изучение собственно иррациональной сферы, где таится 
еще не только много «неведомого», а иногда и не подвластного разуму, где скрыты 
многие тайны интуиции и творчества, многие стимулы и мотивы, а также энергетика 
и направленность человеческого мышления и действия.

Ныне существует немало разных подходов к сфере иррационального: либо как к 
своеобразному дополнению разума, «ауре» его развития, либо как к продукту 
собственно телесной жизнедеятельности. Есть и устремления к тому, чтобы 
полностью отдать эту сферу чуду, мистике. Все это побуждает к гораздо более 
серьезному, внимательному отношению к изучению сферы иррационального, в том 
числе мистического, эзотерического и т. п., – изучению с помощью всех средств 
философии и науки. Тем более это интересно и важно, ведь речь идет не только о 
полноте и разнообразии духовной жизни отдельного человека – личности, но и 
«совокупного» социального человека, действующего на общественной сцене, и 
творчество которого не только противоречиво, но и несет в себе и созидание, и 
разрушение, и добро, и зло, и потребительство, и альтруизм. Становится 
отчетливо видно, сколь сложна и многообразна духовная сфера бытия, – это 
относится и к науке, и к религии, и к повседневной жизни.

Проблема изучения своеобразия форм, течений, видов, истории духовной культуры 
во всех ее ипостасях, в сущности, только начинается – оно происходит с разных 
позиций и с разных сторон. Тем правильнее и интереснее выбор жанра данной 
книги: авторы выходят на открытый диспут сторон, участвующих вместе с 
традиционным «Скептиком», и проводят его по мало известным российскому читателю 
и часто запутанным проблемам духовной сферы, рассматривают роль иррационального 
в ней, его соотношения с различными формами рациональности. Я думаю, что 
«повседневному» читателю это будет интересно не только потому, что он обретет 
новые знания, но и приобщится к высокопродуктивной творческой сфере диалога, 
дискуссии высокопрофессиональных исследователей.

Академик РАО,доктор философских наук профессор ИФРАН Л.П.
Буева



2. От 
авторов

«Каббала не позволяет нам проводить жизнь в прахе, но поднимает наш разум к 
вершине познания».

ИоганнРейхлин «De arte 
cabbalistica»
Эта книга, как видно по обложке, написана двумя авторами. Один, Михаил Лайтман, 
биокибернетик по первой специальности, является носителем каббалистической 
традиции, каббалистом-практиком, философом и ученым; другой, Вадим Розин, 
философ
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 177
 <<-