|
но. Безусловно, каббалистические духовные традиции намного древнее,
чем греческие и европейские.
Многие эти учения – они древнее, чем попытка логической философии, которая
сложилась в Греции и Риме, вступить в свои права. Но греческая и римская
философии задают тон, а вот эта сфера иррационального, которая играет
значительно бoльшую роль в поведении человека, в его отношении к миру, в его
оценке, в его жизненном смысле бытия, – эта сторона вообще была, по существу,
обойдена. Ее относили к тайной, темной мистике, мифологии, к которым не было
найдено рационального подхода. Здесь же совсем другой подход. Поэтому это
исследование представляет собой ценнейший научный материал.
И если мы сейчас сблизим те древние знания с современным мышлением, объясним,
что, в сущности, речь в них шла о той же самой силе энергии бытия, но изложение
было с такой стороны, с такого подхода, с которого эта тема нами не поднималась
и не понималась, то сможем показать истоки современного мышления, – откуда все
произошло. Ведь то же «коллективное бессознательное» было открыто значительно
раньше, чем об этом заговорил Фрейд, Юнг, Адлер и их последователи, и в древних
учениях, в которых доминировало мистическое сознание человека, везде
присутствует это понятие. Но там оно выражено своим языком, в своем контексте,
и зачастую забыто, оставлено нами, как будто вовсе не существовало.
И не только, скажем, эти древнейшие учения, даже Средние века как следует мы не
знаем, где уже была религия, где уже были свои линии мистики и прочие
культурные и социальные инварианты. Мы не знаем ту повседневную мысль, тот
повседневный менталитет, повседневное философствование людей Средневековья. Не
говоря уже о том, что мы почти совсем не знаем то повседневное бытие древности.
И если бы не было Библии, возможно, мы вообще ничего не знали бы о формах
философствования, формах философского менталитета того периода, того времени.
И поэтому в подобных работах выражается глубокий смысл: приоткрыть завесу над
историей, показать, какой там был склад мышления и какой склад чувствования,
отношения к миру, понимание самого человека, смысла его бытия и т. д. Это очень
важно как для истории, так и для того, чтобы, наконец, нам понять, что человек
намного сложнее, чем мы его представляем в очень узко рациональной сфере.
Несмотря на то, что так называемые «вечные» проблемы имеют практически «вечную»
историю, однако они всегда связаны со своим временем и, главное, не только с
разными мнениями высших умов, но и с повседневной земной жизнью обычных людей,
тоже искавших и находивших свой смысл жизни, свою дорогу и судьбу в мире. Эти
идеи представляются весьма важными, интересными и современными. Известно ведь,
что, строго говоря, такой традиции в истории философского мышления почти не
существовало – повседневность мало специально затрагивала диалоги и беседы
ученых, она лишь врывалась в них в качестве своеобразного исторического
подтекста. Ныне такой подход рассмотрения «вечных» вопросов не только с высоты
их творцов, но и «низовых пластов» пользователей, совершенно по-своему
интерпретирующих мысли великих, особенно при попытках их реализации, – стал
чрезвычайно важен и актуален. Это вызывает дополнительный интерес к
авторам-интерпретаторам, но и порождает немалые трудности, ибо система понятий,
знаков, символов, своеобразие «притчевых изложений» и логики авторской системы
доказательств делает совершенно необходимой дополнительную работу по
разъяснению смысла основных терминов и определений. Тем более это относится к
каббале, где в качестве «элементов знания» выступают не только слова, но и
буквы и цифры, связь которых своеобразна, и велики творческие возможности, ибо
каждая буква может нести свою систему информации и быть определенно
использована. Работа по интерпретации этой части изложения учения каббалы
проделана М. С. Лайтманом, и, разумеется, для более широкого читателя она
нуждается в словаре.
Что же касается «вечных вопросов», то мы находим здесь те же проблемы о Творце
и творении, о месте и роли в нем человека. Выделены и особые походы к пониманию
человека: он не только исполнитель, но и со-Творец.
Весьма интересна собственно философско-антропологическая часть проблем. Здесь
есть интересные постановки вопроса о том, «что является нашей сутью?», «какова
наша роль в длинной цепочке действительности, где мы ее малые звенья?».
Или другой ряд вопросов: «Когда мы смотрим на себя, мы чувствуем себя
испорченными и низкими настолько, что нет более презренных. А если мы посмотрим
на Создавшего нас – ведь должны мы стать вершиной всего, поскольку от
совершенного Создателя должны исходить только совершенные действия».
Интересно же то, что в сути совершенствования заложен парадокс. Творец создал
мир, вещи и т. п. для потребления их человеком, для его удовлетворения, но если
он останется потребителем, то никогда не поднимется к совершенству, которое
заключено в альтруизме. Это включение нравственных проблем в творчество
мироздания и человека и понимание совершенства как стремления человека к отдаче,
т. е. к творчеству, а не просто потреблению – звучит много веков и всегда
актуально, оставляя место для размышлений об идеалах и повседневных ценностях
человеческого бытия.
Есть и другие, не менее интересные вопросы, например: «Как из
|
|