Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Иудаизм и Каббала :: Михаэль Лайтман, Вадим Маркович Розин :: Каббала в контексте истории и современности
<<-[Весь Текст]
Страница: из 177
 <<-
 
 достаточно странно, если не противоречиво: с одной 
стороны, как трансцендентальный субъект, с другой – как законы природы, с 
третьей стороны, о нем вроде бы ничего нельзя сказать, его сущность непостижима.
 Читая Бааль Сулама, мы видим, что Творец действует и как сверхчеловек (творит, 
воскрешает, управляет, поддерживает, скрывается от человека, любит и ненавидит 
и т. п.), и как бездушная природа (является в виде ступеней, миров, процессов 
движения от Творца к человеку и, наоборот, от человека к Творцу).

Михаил Лайтман пишет, что «расхождения возможны только в форме изложения, так 
как суть закона одна. Все разногласие лишь в том, называть ли Управляющего 
„Природой“, отказывая Ему в наличии знания и цели, или говорить, что Он 
невероятно мудр, знает, чувствует, и что есть цель в Его действиях. Как бы то 
ни было, в конце концов, все признают и согласны с тем, что мы находимся внутри 
природы и обязаны выполнять ее законы. Называть ли их бездушными законами 
природы или законами Высшего Управления – самих законов это не меняет. 
Разногласие остается лишь в мотиве: воспринимать ли закон как обязывающий или, 
как его воспринимают каббалисты, целенаправленный.

И для того, чтобы не понадобилось в дальнейшем пользоваться этими двумя 
названиями: „Природа“ и „Управляющий“, поскольку, как уже показано, нет 
никакого различия в выполнении законов, то нам лучше углубиться в сравнение и 
принять мнение каббалистов о том, что гематрия[80] слов «Природа» и «Творец» 
одинакова, что означает тождественные понятия… И тогда законы Творца можно 
назвать законами природы, и наоборот, так как это одно и то же»[81].

Но во многих местах М. Лайтман подчеркивает, что Сущность Творца не поддается 
рациональному познанию: «Мы не можем постичь Сущность Творца, кто Он на самом 
деле. Поэтому мы ничего не можем сказать о Его Сущности. Однако мы можем узнать 
Его по Его действиям, которые мы ощущаем на себе. Ощущая на себе Его действия, 
мы, в соответствии с ними, можем дать Ему то или иное имя»[82].

«Наука каббала совершенно не занимается сутью самой высшей силы, не пытается 
доказывать законы, существующие в ней, поскольку каббала определяет себя как 
экспериментальную практическую науку и о непостигаемом не говорит. Даже в виде 
отрицания постижения. Ведь определение отсутствующего имеет не меньшую ценность,
 чем определение существующего, потому что, если посмотришь на какую-то 
сущность издали, и познаешь в ней все составляющие отсутствующего, то есть все 
то, чего нет, это также будет считаться свидетельством и определенным 
постижением, так как если бы эта сущность находилась действительно далеко, вне 
постижения, нельзя было бы различить в ней даже отсутствующее. Поэтому основной 
принцип в науке каббала гласит: „Непостигаемое, не можем назвать по имени“, где 
под именем имеется в виду постижение. Но постигаемый в душе высший свет, 
ощущение высшей управляющей силы, Творца, излагается в науке каббала во всех 
подробностях и точностях анализа и эксперимента, не меньше, чем познания и 
постижения в любой иной науке»[83].

Третий вопрос: как совмещается вера в Творца и перевоплощение душ 
(реинкарнация)? Вроде бы одно должно исключать другое. Реинкарнация – языческое 
мироощущение, а представление о Творце – религиозное.

Но прежде, чем вы начнете отвечать на поставленные вопросы, мне бы хотелось 
задать главный мой вопрос, а именно: почему Михаил Лайтман, как практикующий 
каббалист, называет каббалу наукой? Пока все, что о каббале говорилось, на 
науку не похоже, скорее, действительно, больше напоминает эзотерическое учение. 
Но, может быть, одно не противоречит 
другому?



5.2 Глава вторая. Каббала как современная 
наука

Главное, что характеризует мощный сдвиг в мышлении, который произошел в начале 
прошлого века – это полный пересмотр всех представлений о физическом мире. До 
возникновения теории относительности Эйнштейна и квантовой физики многие 
философы были твердо убеждены в том, что Вселенная состоит из плотной материи. 
Они полагали, что основанием материальной Вселенной являются атомы. Сами атомы 
представлялись сплошными 120и неразрушимыми. Эти атомы существовали в 
трехмерном пространстве и двигались согласно определенным законам. В 
соответствии с этими законами материя эволюционировала в определенном 
направлении, двигаясь от прошлого, через настоящее, к будущему.

Исходя из этой надежной точки зрения, основанной на детерминизме, философы 
описывали Вселенную как гигантскую машину и были уверены в том, что придет день,
 когда мы откроем все законы, которые управляют этой машиной. Таким образом, мы 
сможем в точности воссоздать все, что происходило в прошлом, и предсказать все, 
что случится в будущем. Когда эти законы будут открыты, люди обретут господство 
над всем, что их окружает. Родилась даже мечта о том, что люди, смешав 
соответствующие химические элементы, смогут воспроизвести жизнь как феномен.

Вспомним роман Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей». Геро
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 177
 <<-