|
произведения – молодой талантливый ученый увлечен проблемой оживления материи.
«Где, – часто спрашивал я себя, – таится жизненное начало?» Для исследования
причины жизни ученый вынужден сначала обратиться к феномену смерти. «Я увидел,
чем становится прекрасное человеческое тело; я наблюдал, как превращается в
тлен его цветущая красота; я увидел, как все, что радовало глаз и сердце,
достается в пищу червям. Я исследовал причинные связи перехода от жизни к
смерти и от смерти к жизни, как вдруг среди полной тьмы блеснул внезапный свет
– столь ослепительный и вместе с тем ясный, что я, потрясенный открывшимися
возможностями, мог только дивиться, почему после стольких гениальных людей,
изучавших этот предмет, именно мне выпало открыть великую тайну»[84].
Ученый создает уродливого гиганта, который ненавидит своего творца и мстит ему
за свое одиночество. Чудовище готовит себе погребальный костер, чтобы уйти из
мира, который его отвергнул. Здесь выражено гордое сознание величия и мощи
человека. Разумеется, автор романа пытается показать, что разум еще не готов к
тому, чтобы вмешаться в существующий порядок. Однако сама тенденция романа
очевидна.
В этой модели Вселенной, разработанной ньютоновской наукой, жизнь, сознание,
люди и творческий разум рассматривались как побочные продукты, которые
развились из непостижимого скопления материи. В данной научной системе люди
оказываются обычными материальными объектами. Разумеется, они более развиты,
чем животные или мыслящие биороботы. Но все равно это продукты эволюции,
которая последовательно развертывает свой потенциал.
В этой научной системе считалось также, что наши границы определяются нашей
кожей. Сознание же продукт мыслящего органа, который называется мозг. На
космической сцене жизнь, сознание и разум – пришельцы случайные и поздние. Они
мало что значат в картине мира. Эти три аспекта существования появились в
ничтожно малой части безбрежного космоса после миллиарда лет эволюции. Жизнь же
обязана своим происхождением случайным химическим процессам в первозданном
океане, которые соединили атомы и неорганические молекулы в сложные
органические структуры.
Далее в процессе эволюции этот органический материал обрел способность
самосохранения, воспроизведения, а также клеточную организацию. Одноклеточные
организмы собирались во все более крупные многоклеточные формы и, в итоге,
образовали множество видов, населяющих планету Земля, в том числе и человека
разумного. Ученые и философы утверждали, что сознание возникло на более поздних
стадиях этой эволюции за счет сложных физиологических процессов в центральной
нервной системе. Оно является продуктом мозга и как таковое размещается внутри
черепа. С этой точки зрения сознание и разум суть функции, свойственные лишь
человеку и высшим животным. Они определенно не существуют и не могут
существовать независимо от биологических систем. Согласно такому пониманию
реальности, содержание человеческой психики в большей или меньшей степени
ограничено той информацией, которую мы, начиная с момента рождения, черпаем из
внешнего мира посредством органов чувств.
Итак, вплоть до начала прошлого столетия ньютоновская наука отвечала за
формирование весьма ограниченного взгляда у людей и за ограниченное раскрытие
их потенциальных возможностей. В течение более чем двух столетий ньютоновской
точкой зрения диктовались критерии приемлемости и неприемлемости переживания
реальности. В соответствии с этим, «нормально функционирующим» человеком
считается тот, кто способен точно отражать описанный ньютоновской наукой
объективный внешний мир. Согласно этой точке зрения, наши ментальные функции
ограничиваются восприятием информации через органы чувств, ее хранением в наших
«ментальных банках данных», а затем, возможно, перетасовкой сенсорных показаний
с целью создания чего-то нового. Любое значительное отклонение от такого
восприятия «объективной реальности», по сути дела, общепринятой реальности,
было бы определено как продукт бурного воображения или расстройства психической
деятельности.
Однако поистине фантастические открытия в области природы материи, на которые
щедрым оказался прошлый век, разрушили многие привычные стереотипы. Постепенно
ученые пришли к выводу, что природа – вероятностный мир, и в ней господствует
закономерный выбор возможностей, а не принудительный фатализм. По мере развития
исследований сверхмалого и сверхбольшого – субатомных сфер микромира и
астрофизических сфер макромира – физики вскоре поняли, что в некоторых из
основных ньютоновских принципов имеются серьезные ограничения и недостатки. В
начале XX в. оказалось, что атомы, которые физики сочли однажды неразрушимыми
элементарными строительными блоками материального мира – на самом деле состоят
из еще более мелких элементарных частиц – протонов, нейтронов и электронов. В
более поздних исследованиях выявилось множество субатомных частиц.
Новообнаруженные субатомные частицы
|
|