|
овь вызывает требование к сближению.
Плохое в человеке не нужно выкорчевывать, его необходимо возненавидеть. Все
измеряется мерой отношения к злу, которое в человеке. Либо мы его любим, либо –
ненавидим. Но почему, когда человек падает, его толкают еще ниже, вместо того,
чтобы помочь встать? Это делается для того, чтобы помочь человеку возненавидеть
зло в такой степени, что станет нестерпимым, раскроется в человеке в полной
мере. В мере ненависти к злу возникает любовь к Творцу, ведь эти два
противоположных чувства – любовь к себе, ненависть к себе, любовь к Творцу –
ощущаются последовательно в одном сердце.
5.1.6 В беседу вступает
скептик
Изложение истории представлений о каббале и главных действующих лицах этой
истории были для меня весьма полезны. Я впервые уяснил, что каббала – настоящая
культурная традиция мысли и поисков смысла жизни, причем, как и всякая идущая
из веков традиция, обросла интерпретациями и понимается по-разному. Но, читая
«Книгу Создания» и «Зоар», я мало что понял. Сначала показалось, что речь идет
о древнем истолковании Торы, но потом я совсем запутался. Кое-где в «Зоар» явно
виден пересказ Торы – «И-земля, была, пуста, и-хаотична, и-тьма, над,
поверхностью, бездны, и-дух», но в других местах – метафоры и символы. «Сказано,
как роза среди шипов», иногда узнается что-то похожее на пифагорейские
построения, только вместо чисел буквы – «Вошла к Творцу буква Бэт и сказала:
«Создатель мира, хорошо мною сотворить мир, потому что мною благословляют Тебя
и высшие и низшие. Ведь Бэт – это Благословение». Однако «Предисловие» Бааль
Сулама помогло мне кое-что (правда, пока немного) уяснить. В связи с этим у
меня возникли вопросы.
Я понял, что Бааль Сулама, вероятно, как и других каббалистов, волнуют ответы
на вообще-то понятные для всех верующих вопросы: что мы такое, как возникли,
каким образом нас создал Творец всего; почему, если он благ и добр, мы
несовершенны, и в мире царит зло; как понимать, что человек поставлен Творцом в
центр мира? Но, читая одного из авторов, Михаила Лайтмана, я вижу, что он, хотя
тоже говорит о Творце, одновременно пишет, что каббала – это не религия, а
скорее особая наука.
«Наука и религия, – пишет Лайтман, – два параллельных пути, по которым шло
человечество, исследуя этот мир, пытаясь понять место и возможности Homosapiens,
определить цель и смысл своего существования.
Многие тысячелетия не прекращаются эти попытки, не давая окончательного
результата. Для того чтобы его получить, человечество должно было пройти
длительный и трудный период развития. В течение всего этого периода создавалась
и передавалась из поколения в поколение основополагающая наука о строении всего
мироздания, об особом месте и предназначении в нем человека, о свойствах и
конструкции человеческой души.
Наука эта называется – каббала. Проникнуть в ее тайны пытались древние философы,
средневековые теологи и современные ученые. Сегодня, когда человечество
оказывается в кризисе всех форм своего тысячелетнего развития, каббала
раскрывает себя, потому что становится необходимой для понимания нашего
будущего.
Каббала не является ни мистикой, ни религией, ни философией, ни наукой в том
смысле, что ее нельзя полностью свести к этим духовным феноменам. Но в ней есть,
разумеется, мистическое, религиозное, философское и даже научное содержание. В
этом смысле каббала может рассматриваться как уникальное духовное образование,
особая форма иррационального сознания, которая одновременно содержит в себе
строго рационалистическое измерение»[79].
Так что же такое каббала – религия, мистика или наука? Второй вопрос: как в
каббале понимается Творец? Это явно не христианский Бог, даже не Бог иудеев,
ведь каббалисты утверждают, что первична не Тора, а каббалистические знания.
На первый взгляд, пишет М. Лайтман, в Торе описываются исторические события, но
на самом деле это закодированное описание действий Творца. В Торе речь идет
исключительно о духовных мирах. По сути, вся Тора – это есть каббала, но
написанная другим языком.
Творец каббалистов выгляди
|
|