|
оскрешения мертвых». То есть после того, как
желание получать полностью исчезло (умерло и погребено), оно вновь воскрешается
в своем наихудшем, большом виде и исправляется намерением отдавать. Некоторые
удостаиваются этой работы еще при их жизни в нашем мире.
33. Отсюда следует ответ на исследование 6: зачем для маленького человека
Творец создал все высшие и низшие
миры?
И знай, что вся радость Творца – в наслаждении созданных им, когда творения
ощущают Его как Дающего, который желает их насладить. И это подобно радости
отца, играющего с любимым сыном, когда в той мере, в которой сын ощущает и
осознает величие и высоту отца, отец показывает ему все сокровища, что
приготовил для него.
И внимательно всмотрись в сказанное, и сможешь постичь и знать те великие игры
Творца с теми совершенными, что удостоились почувствовать и познать Его величие
во всем, что уготовил им, пока не пришли к отношениям отца с любимым сыном. И
нечего более говорить об этом, ибо достаточно лишь знать нам, что для этих
наслаждений и игр с теми совершенными, стоило Ему создавать все миры, как
высшие, так и низшие, что нам еще предстоит раскрыть.
…43. От рождения человек получает «чистую душу», но не саму душу, а лишь ее
обратную, то есть последнюю часть, называемую, ввиду ее незначительности,
«точкой». И она помещается в желание получать, называемое «сердцем» человека.
И знай закон: все, что действует во всей действительности, действует и в каждом
мире, и даже в каждой малой его части. И как есть во всей действительности пять
миров, состоящих из пяти сфирот[75]: Кетер, Хохма, Бина, Тиферет, Малхут, так
есть эти пять сфирот в каждом из миров, и есть пять сфирот в каждой самой малой
части каждого мира.
И мы говорили, что этот мир разделен на уровни: неживой, растительный, животный,
человек. И они соответствуют четырем сфирот: Хохме, Бине, Тиферет и Малхут,
где неживой уровень соответствует Малхут, растительный – Тиферет, животный –
Бине, человек – Хохме, а корень всех соответствует Кетер. Однако, как уже было
сказано, даже в отдельной части любого вида, находящегося на этих уровнях
(неживой, растительный, животный, человек), есть также эти четыре уровня. Таким
образом, даже в одном человеке есть все эти уровни, представляющие собой четыре
части его желания получать, в которое помещена точка «чистой души».
44. После того, как в течение многих жизней человек развил свое желание
получать, он инстинктивно находит место занятий наукой каббала, от которых
«точка в сердце» начинает расти до полного уровня души и проявлять свое
воздействие на человека.
И как сразу же при рождении тела человека рождается и помещается в него точка
«чистой души» (света Нефеш), так и сейчас – как только рождается первый
парцуф[76] (Нефеш), рождается вместе с ним и точка более высокой ступени, то
есть последний уровень света Руах мира Асия, облачающийся во внутреннюю часть
парцуфа Нефеш.
И так на протяжении всех ступеней: в каждой вновь родившейся ступени немедленно
появляется последний уровень более высокой по отношению к ней ступени. В этом и
состоит вся связь высшего с низшим до самых высших ступеней. И наличие этого
чудесного свойства – точки, которая есть в низшем от высшего, делает его
способным подняться на более высокую ступень.
…57. Из вышесказанного можно понять причину духовной тьмы и незнания,
обнаруживаемые в нашем поколении, чего не было во всех предыдущих поколениях. И
это потому, что люди перестали заниматься изучением науки каббала.
И говорит об этом Рамбам, приводя жизненный пример: «Если колонна из тысячи
слепых людей идет по дороге, и есть во главе колонны хотя бы один зрячий, то
все они уверены в том, что идут по прямой дороге и не упадут, ведомые тем, кто
видит путь, но если не будет в голове колонны зрячего поводыря, несомненно,
собьются с пути и затеряются».
58. Но знаю я, что причина этого в том, что упала вера, особенно вера в великих
мудрецов поколений, а книги каббалы и книга «Зоар» полны примеров, взятых из
нашего мира. Поэтому страх возникает у каждого, что вреда будет больше, чем
пользы, поскольку легко можно начать представлять себе овеществленные образы.
И это то, что обязало меня сделать подробные комментарии на сочинения великого
Ари, а теперь и на «Зоар», и этим я полностью ликвидировал страх, потому как
прояснил все духовные понятия, отделив их от какого бы то ни было материального
представления, выведя их за понятия времени и пространства, как убедятся
изучающие, дабы позволить любому из масс изучать книгу «Зоар» и умножать разум
в ее свете.
И назвал я этот комментарий «Сулам» [Лестница], дабы показать, что
предназначение его такое же, как у лестницы, поскольку если перед тобой
прекрасная вершина, то не хватает только лестницы подняться к ней, и тогда в
твоих руках все сокровища мира. Но лестни
|
|