|
а» (Фридрих Шлегель. «Издание критики Ф.
Шлегеля». 1802 г.)[49].
Г. В. Лейбниц (о влиянии каббалы на взгляды которого существует целая
литература[50]) также определяет каббалу как scientiageneralis(лат. – общая
наука), которая соединяет в себе все базисные науки, действующие как инструмент
знания. Их общим знаменателем для него, как и для Пико, является методика
комбинаторики букв, с помощью которой все познаваемое может быть
классифицировано и
сохранено:
«Древняя поговорка гласит, что Бог создал все по весу, мере и числу… Число
поэтому является своего рода метафизической основной фигурой, а арифметика –
своего рода статистикой универсума, с помощью которых могут быть исследованы
силы вещей. Уже во времена Пифагора люди были убеждены, что числа скрывают в
себе самые глубокие тайны. Пифагор, по правдоподобным источникам, принес это
убеждение, как и многие другие, с востока в Грецию. Поскольку у людей не было
правильного ключа к Тайне, то страсть к знанию была, в конечном итоге, сведена
к различного рода пустякам и поверьям, из чего возникла своего рода „вульгарная
каббала“, которая далека от истинной каббалы, а также различные фантазии под
ложным названием магии, и этим полнятся книги. В то же самое время, у людей
сохранилась склонность верить в то, что нам еще предстоят чудесные открытия, с
помощью чисел, букв и с помощью нового языка, который одни называют адамическим,
а Яков Беме – природным (естественным)»[51].
«Мастера знания (как можно назвать по голландскому примеру тех, кто занимается
математикой) владеют изобретением искусства знаков, всего лишь частью которого
является алгебра: с его помощью сегодня можно узнать вещи, к которым не могли
прийти древние, и, несмотря на это, все искусство состоит всего лишь в
использовании правильных знаков. С помощью каббалы древние делали много
существенного, и искали тайны в словах, и они действительно находили их в
хорошо построенном языке: таковым он служит не только для мастерства знания, но
и для всех наук, искусств и дел. Таким образом, можно искать каббалу, или
мастерство знаков, не только в ивритских языковых тайнах, но и в любом языке,
но не в дословных толкованиях, а в правом рассудке и применении слов»[52].
В целом, западные мыслители рассматривали каббалу как древнее и в то же время
современное знание, сходное с философскими течениями платонизма, аристотелизма,
пифагореизма и атомизма и являющееся источником этих
учений:
«Мой учитель Пифагор, отец философии, все-таки перенял свое учение не от греков,
а скорее от иудеев. Поэтому он должен быть назван каббалистом… И он был первым,
кто перевел слово „каббала“, неизвестное его современникам, на греческий язык
словом „философия“ (Иоганн Рейхлин. „De arte cabbalistica“)[53].
«Изучай каббалу (artem cabbalisticam), она объяснит тебе все!» (Парацельс.
«Paragramum»)[54].
В конце XVII в., в эпоху религиозного кризиса, сильных апокалиптических
ожиданий и, с другой стороны, формирования нового научного сознания и
практически безрелигиозного скептицизма, ренессансная концепция «предвечной
традиции» (priscatheologia) обретает новый облик как учение о всеобщем братстве
людей, носителей единой Божественной природы, об исправлении мира и
универсальном спасении в эсхатологической перспективе. В сущности, это было
цельное мировоззрение, и не последнюю роль в его возникновении сыграла
еврейская каббала, преломленная в трудах христианских каббалистов.
В XVIII в., известном как век Просвещения, христианская каббала как бы уходит
на задний план и продолжает развиваться лишь в закрытых масонских обществах и
других движениях, проповедующих идеи универсального братства. С другой стороны,
в этот период каббалистические идеи предлагаются западными мыслителями и
философами (Этингер, Баадер, Гёте, Шеллинг, Молитор и др.) как некая
альтернатива секуляризации и новой атеистической идеологии.
Тогда же, в начале XVIII в., начался быстрый рост оккультно-каббалистических
течений, который достиг своего расцвета во второй половине XIX в. В
действительности, зарождение этого направления возникло еще в XVI в., когда
некоторые христианские каббалисты начали постепенно отходить от еврейских
первоисточников и соединять каббалистические идеи с алхимией и магическими
практиками. Основоположниками этого направления считаются Генрих Корнелий
Агриппа Неттесгеймский и Теофраст Парацельс.
Безусловно, раскрытие каббалы в эпоху позднего Средневековья и Нового времени
оказало большое влияние на европейскую культуру и процессы, определившие
особенности западной цивилизации. Неоспорим тот факт, что изучение этой науки
помогло величайшим ученым и философам раскрыть основополагающие законы
мироздания, а также глубже понять природу человека и определить цель
|
|