|
нной веры, а с другой стороны, и,
пожалуй, даже в большей степени, помочь христианам достигнуть подлинного
христианства. В предисловии к переводу трех трактатов из «Зоара» во втором томе
«Kabbala Denudata»Кнорр прямо заявляет об их богооткровенном происхождении и
святости. По его мнению, знание «Зоара» полезно как для понимания Ветхого, так
и Нового Завета. В подтверждение своих мыслей Кнорр приводит сотни цитат из
«Зоара» в сопровождении соответствующих, по его мнению, фрагментов из Нового
Завета. В обоснование необходимости латинского перевода «Зоара» Кнорр
подчеркивает важность изучения философских учений эпохи Христа и апостолов,
включаясь, тем самым, в разгоревшуюся в XVII в. полемику относительно авторства
и даты происхождения «Зоара». И здесь интересно отметить, что, несмотря на
доводы как еврейских, так и христианских философов, исследователей каббалы,
христианские каббалисты следовали еврейской ортодоксальной традиции, относящей
создание этой книги ко II в. н. э. и считающей ее автором рабби Шимона бар
Йохая[37].
С помощью «Зоара» и позднее сочинений Ари христианские каббалисты надеялись
решить мучительные догматические проблемы, волновавшие христианский мир и
явившиеся предметом жарких споров и поводов для появления многочисленных
ересей: как справедливый и милосердный Бог мог обречь созданного им человека на
вечные адские муки? Как оправдать учение о предопределении? Как может
историческое христианство с его несовершенными служителями, с его сравнительно
короткой историей и небольшой распространенностью, быть вселенской
универсальной религией, единственным путем к спасению? Учение о сфирот
рассматривалось христианскими каббалистами как наилучшее подтверждение догмата
о Троице: три первых сфирот Кетер, Хохма и Бина соотносились в христианской
догматике с тремя ипостасями Бога.
Определить отношение христианских мыслителей позднего Средневековья и эпохи
Возрождения к каббале можно по следующим
высказываниям:
«Та самая, настоящая трактовка Закона (vera illius legis interpretatio),
которая была раскрыта Моисею в Божественном откровении, называется „Каббала“
(dicta est Cabala), что у иудеев означает „получение“ (receptio)» (Пико делла
Мирандола, «Речь о достоинстве человека»)[38].
«Каббалой называется способность выведения всех Божественных и человеческих
тайн из Закона Моисея в аллегорическом смысле» (Паулюс Рициус. «Введение в
основы каббалы». 1540 г.)[39].
«Дословный смысл (Писания) подчиняется условиям времени и пространства.
Аллегорический и каббалистический – остается на века, без временных и
пространственных ограничений» (Паулюс Рициус. «Введение в основы каббалы»)[40].
«Каббала дает высшему принципу непроизносимое имя; из него она выводит в форме
эманации второй ступени четыре принципа, из которых каждый вновь разветвляется
на двенадцать, а они, в свою очередь, – на 72 и т. д. до бесконечных дальнейших
разветвлений, как существует бесконечное количество видов и подвидов… И, в
конечном итоге, получается, что все Божественное можно привести к одному
Первоисточнику, так же, как и весь свет, который светит исконно и сам по себе,
и изображения, которые преломляются во множестве зеркал и в стольких же
отдельных предметах, можно привести к одному формальному идеальному принципу –
Источнику всех этих изображений» (Джордано Бруно. «Итальянские сочинения»)[41].
Кроме древней и универсальной теологии, западные философы и ученые Нового
времени видели в каббале также и универсальную науку, обладающую универсальным
языком:
«Вся физика, включая все ее частные науки: астрономию, астрологию, пиромантию,
хаомантию, гидромантию, геомантию, алхимию… – все они матрицы благородной науки
каббалистики» (Парацельс. «Сочинения»)[42].
«Бытие, или язык – это адекватный субъект науки каббала… Поэтому становится
ясно, что ее мудрость в особенной мере управляет всеми остальными науками»
(Раймунд Лулль. «Сочинения Раймунда Лулля»)[43].
«Науки, такие как теология, философия и математика, берут свои принципы и корни
из нее [каббалы]. Поэтому все эти науки (scientiae) подчинены этой мудрости
(sapientia); и их принципы и правила подчинены ее принципам и правилам; и
поэтому их аргументация недостаточна без нее» (Раймунд Лулль. «Сочинения
Раймунда Лулля»)[44].
«В общем существует две науки… одна из них называется комбинаторика (ars
combinandi), и она является мерой прогресса в науках… Другая говорит о силах
Высших Вещей, которые выше Луны и которые являются частью природной магии
(magia naturalis). Обе они вместе называются у иудеев „каббалой“ (Пико делла
Мирандола. „Сочинения“)[45].
«Каббалистический подход к Библии – это герменевтика, которая отвечает в
убедительной форме самостоятельности, чудесной оригинальности, многогранности,
всеобъятности, неизмеримости ее содержания (Гёте. „Материалы к истории учения о
цветах“)[46].
«Адам – первый человек хорошо знал каббалу. Он знал все обозначения вещей и
поэтому дал животным подходящие имена, которые сами по себе показывали их
природу» (Курт Шпренгель. «Набросок прагматической истории врачевания»)[47].
«Каббала не позволяет нам проводить жизнь в прахе, но поднимает наш разум к
вершине познания» (Иоганн Рейхлин. «Искусство каббалы»)[48].
«Настоящая эстетика – это кабба
|
|