Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Иудаизм и Каббала :: Михаэль Лайтман, Вадим Маркович Розин :: Каббала в контексте истории и современности
<<-[Весь Текст]
Страница: из 177
 <<-
 
его предназначения человека – 
постижения Замысла Творения.

На этом завершается краткий исторический обзор развития древней науки каббала, 
ее основных литературных источников и их авторов. Но картина не будет полной, 
если не добавить еще несколько слов об отношении к каббале выдающихся западных 
мыслителей, исследования которых в области этой науки образовали собой 
отдельное направление, а именно философско-умозрительную каббалу. Широкое 
распространение это направление получило в Европе, начиная c эпохи позднего 
Средневековья (XIII в.), в среде христианских теологов и, особенно, среди 
философов-гуманистов эпохи Возрождения.

Христиане начали проявлять интерес к каббале практически одновременно с 
раскрытием текстов книг «Зоар» и «Сефер Ецира» в XIII в., однако особое влияние 
на западную культуру каббала оказала, начиная с XV в., с появлением первых 
переводов каббалистической литературы на латинский язык. Джовани Пико делла 
Мирандола[27] (1463-1494) был одним из первых, кто принес каббалистическое 
знание в Гуманистическую республику ученых, центром которой стала созданная 
аристократом Козимо Медичи (1389-1464) во второй половине XV в. платоновская 
Академия во Флоренции. Пико создал небольшую библиотеку каббалистической 
литературы, которая состояла из переводов, сделанных еврейским мыслителем из 
Сицилии, принявшим христианство, – Флавием Матридатом (Flavius Mithridates), 
для Папы Сикста IV, а затем, в 1486 г., для Пико самого.

Список личной библиотеки другого христианского гуманиста и ученого того же 
периода эпохи Возрождения, последователя Мирандолы, Иоганна Рейхлина[28], 
показывает, что на реальном книжном рынке около 1500 г. он закупал огромное 
количество еврейских книг, в том числе и книг по каббале: «Сефер Ецира», «Сефер 
а-Баир» [Seferha-Bahir], книги Авраама Абулафии[29], Нахманида[30], 
Маймонида[31], Йосефа Гикатиллы[32], Авраама ибн Эзры[33], Йосефа Альбо[34], 
Йегуды а-Леви[35] и др.

Начиная с эпохи Ренессанса и вплоть до конца XVIII в., изучению каббалы 
уделяется особое внимание в обществе высокообразованных людей, среди которых 
великие мыслители-гуманисты, философы, ученые и христианские богословы. Из них 
можно выделить таких ярких представителей западной интеллектуальной элиты, как 
Парацельс, Джордано Бруно, Томмазо Компанелла, Мишель Монтень, Джон Мильтон, 
Готфрид Вильгельм Лейбниц, Исаак Ньютон, Иоганн Вольфганг Гёте, Уильям Блейк, 
Френсис Бекон, Спиноза, Беркли, Шеллинг, фон Баадер, Фридрих Этингер и многие 
другие выдающиеся мыслители Европы. Их знакомство с каббалой происходило, в 
основном, через переводы оригинальных каббалистических источников (в 
большинстве своем это были переводы сочинений Ари, отрывки из «Зоара» и «Сефер 
Ецира»), компиляции и собственные сочинения таких авторов, как Пико, Рейхлин, 
Генрих Корнелий Агриппа из Неттесгейма, Раймонд Лулль, Эдиджио де Витербо, 
Франческо Джорджио, Паулюс Рициус, Гильом Постель, Иоганн Писториус, Генри Мур, 
Ральф Кэдворт, Джон Пордедж, Иоганн Стефан Риттангело, Франциск Меркурий ван 
Гельмонт, Жак Гаффарель, Кнорр фон Розенрот, Франц Иосиф Молитор и многие 
другие.

Обзор и анализ текстов христианских каббалистов показывает, что все они были 
людьми, стремящимися обрести картину единства законов мироздания, доказывая в 
своих работах отсутствие различий между духом и материей как компонентами 
единого континуума. Весь мир прибывал для них в состоянии непрерывной эволюции, 
направленной на восстановление первоначальной гармонии. Особая роль в деле 
возрождения мира отводилась человеку как носителю Божественной природы. Многие 
из них полагали, что именно еврейская каббала поможет преодолеть раскол внутри 
христианской церкви и предотвратить религиозный упадок, но основным стремлением 
большинства был поиск единой веры, которая бы объединила христиан, иудеев и 
мусульман. Пико, Рейхлин, Постель и особенно христианские каббалисты XVII в. во 
главе с Кнорром видели в каббале наиболее чистое и полное выражение единой 
традиции, истинной priscatheologia(лат. – древняя теология), восходящей ко 
временам Адама, Авраама и Моисея и в той или иной мере сохранившейся во всех 
религиях и философских системах. По мнению Кнорра, греки, восприняв подлинную и 
древнюю еврейскую мудрость, впоследствии исказили ее, что, в свою очередь, 
оказало вредное влияние и на христианство; необходимо вернуться к 
первоначальному источнику христианства, каббале, и вновь объединиться всем 
вместе в единой вере[36]. Кнорр считал, что если доказать, что в каббале 
содержатся самые главные христианские доктрины, отпадет необходимость в каких 
бы то ни было религиозных спорах. Естественным образом евреи вновь примут ту 
религию, догматы которой они и так хранят в течение тысячелетий; к этой же 
древней, исконно христианской вере вернутся и представители многочисленных 
христианских церквей.

Изучая оригиналы и переводы текстов еврейских каббалистов, христианские 
мыслители Нового времени видели в них сокровенные христианские истины, что 
побуждало их публиковать свои переводы, комментарии и издавать оригинальные 
тексты еврейских каббалистов. Публикации христианских каббалистов выражали 
миссионерский призыв, обращенный сразу в двух направлениях: с одной стороны, 
они хотели объяснить иудеям суть их собств
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 177
 <<-