|
в ее свете.
И назвал я этот комментарий „Сулам“ [Лестница], дабы показать, что
предназначение его такое же, как у лестницы, поскольку если перед тобой
прекрасная вершина, то не хватает только лестницы подняться к ней, и тогда в
твоих руках все сокровища мира. Но лестница не является целью сама по себе,
потому что если остановишься на ее ступенях и не будешь подниматься, то не
выполнишь требуемое и задуманное.
Так и с моим комментарием к „Зоару“: целью моей не было разъяснить всю глубину
„Зоара“ так, что невозможно было бы выразить большего, а указать путь и сделать
из этого комментария руководство к действию для каждого человека, чтобы смог он
с его помощью подняться, вникнуть в глубину и увидеть суть книги „Зоар“. Только
в этом заключается цель моего комментария»[23].
После выхода в свет книги «Перуш а-Сулам» рав Й. Ашлаг получил имя «Бааль
Сулам» (иврит – букв. «обладатель лестницы» [в духовный мир]), как принято
среди мудрецов Торы называть человека не по его имени, а по его наивысшему
достижению.
Посвятив всю свою жизнь обучению и распространению науки каббала, оставив после
себя драгоценный материал, в котором изложена вся современная каббалистическая
методика, величайший каббалист XX в., Бааль Сулам, умер в 1954 г. Его дело
продолжил старший сын – рав Барух Ашлаг.
Лишь спустя 50 лет после смерти Бааль Сулама академический мир начал совершать
робкие попытки в исследовании его трудов, несмотря на то, что все его книги
находились в свободном доступе на полках университетских библиотек уже многие
годы. В декабре 2004 г. израильский государственный университет им. Бен-Гуриона
совместно с государственным университетом «Бар-Илан» и Институтом исследования
каббалы им. рава Ашлага (AshlagResearchInstitute) собрали первую академическую
конференцию, посвященную Бааль Суламу и его деятельности, в которой приняли
участие ведущие израильские академические исследователи каббалы и представители
различных школ учеников Ашлага. За год до этого факультет философии
университета «Бар-Илан» принял первую докторскую диссертацию, посвященную идеям
Бааль Сулама.
Доктор Ави Элькаям, специалист в области исследования каббалы из университета
«Бар-Илан», видит в признании, пусть и позднем, значимости рава Й. Ашлага
академическим миром исправление исторической ошибки, допущенной теоретическими
исследователями каббалы. «Уже сейчас мы можем сказать совершенно точно, –
говорит Элькаям, – что это было недальновидно со стороны Гершома Шолема не
разглядеть новаторства Ашлага… Рав Ашлаг строит в нас понимание социальной
справедливости, основанное на каббалистическом социально-научном подходе. Чтобы
хорошо понять Ашлага, нужно посвятить этому многие годы, с утра до вечера. Мы
все, весь академический мир, находимся еще только в начале начал, мы все пока
еще „в пеленках“во всем, что касается Ашлага»[24]. Его коллега из университета
им. Бен-Гуриона, доктор Боаз Хус, добавляет: «Ашлаг абсорбирует в каббале
понятия современного мышления. Марксистские идеи, например, превращаются в
каббале Ашлага в часть „диалектической лестницы“, ведущей к общественному
избавлению. В изложении Ашлага вся каббала воспринимается как модель
прогресса»[25].
Доктор Тони Лави, автор первой докторской диссертации по наследию Бааль Сулама,
видит причину уникальной притягательности каббалы Ашлага в открываемом ею пути
к самореализации личности. «Система Ашлага, – говорит он, – дает человеку
практические инструменты для того, чтобы в любой ситуации, в какой бы он не
находился, взглянуть на себя и понять, где он находится с точки зрения
духовности. Она предлагает концептуальную, совершенную систему. В течение
десяти лет каббала Ашлага распространится не только на весь Израиль, но и на
весь мир»[26].
Последним звеном в цепочке великих каббалистов древности, находящимся буквально
на стыке прошлого и будущего поколений, стал старший сын Бааль Сулама – рав
Барух Ашлаг (сокращенно Рабаш).
Рав Барух Ашлаг родился в 1906 г. Еще подростком он переехал с отцом из Польши
в Иерусалим и всю свою жизнь учился у него. После смерти Бааль Сулама Рабаш
продолжил его дело: полностью издал комментарий «Сулам» и остальные рукописи
отца, а затем начал писать статьи, в которых изложил четкую методику внутренней
работы человека, стремящего постичь истинную реальность, чего не сделал ни один
каббалист до него. В этих статьях он дал подробное описание всех этапов
духовного пути человека – от его начала и до конца. Впоследствии из них был
составлен пятитомный сборник «Этапы постижения» [ShlaveiHa-Sulam]. Кроме того,
Рабаш передал нам свои уникальнейшие записи объяснений духовных состояний
человека, полученных им от отца, которые он так и назвал – «Шамати» [Shamati]
(иврит – «Услышанное»).
Рабаш умер в 1991 г. Его книги наряду с трудами Бааль Сулама являются самым
необходимым материалом по науке каббала, изучение которого раскрывает перед
человеком истинную картину окружающей действительности и выводит его на
качественно иной, высокий уровень осознанного, разумного существования в
гармонии с природой при полной реализации выс
|
|