|
им сумел рассказать об основных
эзотерических учениях. Участники семинара попросили, чтобы я написал все, о чем
рассказывал, и я согласился. Так еще примерно через год появился первый вариант
книги «Путешествие в страну эзотерической реальности». Мы собрали деньги,
распечатали текст книги на пишущей машинке, и я, естественно, бесплатно раздал
в 1983 г. участникам семинара 20 экземпляров. Так книга «Путешествие в страну
эзотерической реальности» ходила по рукам много лет. Однажды лет через десять,
на одной деловой игре я встретил приятеля, который рассказал мне, как ему в
Одессе на одну ночь дали три перепечатанных на папиросной бумаге тома моей
книги, и он, что удивительно, смог ее прочесть за столь короткое время.
Напечатать «Путешествие в страну эзотерической реальности» я смог только в 1998
г. Но уже в начале перестройки (конец 1988 – начало 1989 гг.) в Открытом
университете при театре-студии «На досках» я прочел, кстати, впервые с 1920-х
гг., публичные лекции по эзотерике; в основание этих лекций я положил идеи,
изложенные в моей книге.
При анализе эзотерических учений я исходил из убеждения, что «дух дышит, где
хочет», что эти учения выражают чаянья и мечты талантливых людей, идущих своим
путем в жизни. Одновременно я пытался понять, что эти учения представляют собой
объективно, какую роль они играют в жизни отдельного человека и культуры.
Читатель уже, видимо, понял, что каждый из нас шел своим путем в поисках
ответов на вопросы, которые в определенные периоды своей жизни задает себе
каждый мыслящий человек. Мы черпали информацию из разных источников и хотим
познакомить с ней всех желающих.
«В духовном нет насилия», – сказано в каббале. Свободный выбор – за человеком.
Но этот выбор невозможен без знания. Им мы и хотим поделиться, предоставив
читателю информацию из разных источников – каббалистических, с одной стороны, и
философских и эзотерических, с другой. Мы хотим проследить, где совмещаются и
где расходятся позиции исследователя-каббалиста и философа-культуролога.
Возможно, противоположность этих позиций преувеличена. Например, Платон был
одновременно и философом, и эзотериком. Один из последних примеров – поздний
Мираб Мамардашвили, упражняющийся в «Прусте» с эзотерическими сюжетами. Между
каббалистом и философом, как уже говорилось, находится Скептик со своей
собственной позицией, критическое отношение которого к материалу должно
склонять авторов к максимальной четкости и ясности изложения.
Наш разговор о каббале можно начать с рассказа Михаила Лайтмана об истории
развития этой древней традиции, ее основных положениях и внутренней сути учения.
Затем второй автор, Вадим Розин, предложит философское осмысление каббалы,
выделяя сходные мотивы и аналогии каббалы с другими учениями и нетрадиционными
формами знания.
5. Часть первая. М. Лайтман. Знакомство с
Каббалой
5.1 Глава первая. История
вопроса
История возникновения каббалы, а также определение этого учения как науки,
теософии или эзотерического знания – одна из наиболее сложных и полемичных тем
в философии иудаизма. При этом здесь недостаточно указать только на еврейских
философов, в среде которых до сих пор нет окончательного согласия по данному
вопросу. Большое влияние каббала оказала и на западных христианских философов,
которые также проявили активный интерес к этой науке. Я не стану сейчас
углубляться в подробный рассказ обо всех перипетиях сложной судьбы каббалы (это
работа отдельного широкомасштабного исследования), а отмечу лишь несколько
ключевых моментов процесса зарождения и развития каббалистического учения и
сосредоточу наше внимание на роли, которую играет появление этой науки, в
истории развития человечества. Знание предмета получено автором в результате
тридцатилетнего исследования оригинальных каббалистических источников (в
особенности трудов Рашби [6], Арии [7], Бааль Сулама и рава Баруха Ашлага)
непосредственно в узкой каббалистической среде, в тесном контакте с
каббалистами-практиками. В ходе исследовательской работы были также
проанализированы многие другие каббалистические и историко-философские
материалы, связанные напрямую или косвенно с наукой каббала, – древние и
современные, первоисточники и рукописи.
В области исследования науки каббала существуют две группы исследователей:
философы-теоретики и каббалисты-практики (ортодоксальные каббалисты). Основное
отличие между ними в том, что вторые не только изучают каббалистические тексты,
но и практически постигают сказанное в них, следуя указаниям уже постигших
высший мир каббалистов-практиков. Для этой группы каббала представляет собой
практическую методику постижения всего мироздания – как открытой его части, так
и скрытой как единого целого.
Из этого коренного отличия следует и расхождение мнений сторонников обеих групп
в вопросе возникновения и происхождения
|
|