Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Иудаизм и Каббала :: Михаэль Лайтман, Вадим Маркович Розин :: Каббала в контексте истории и современности
<<-[Весь Текст]
Страница: из 177
 <<-
 
науки каббала. Для философов-теоретиков 
начальной точкой отсчета зарождения каббалистической традиции считается 
появление в эпоху Средневековья основополагающего труда по каббале – книги 
«Зоар», тогда как каббалисты относят дату написания этой книги ко II в. н. э., 
а свидетельством первого письменного изложения науки каббала считают 
литературный источник «Сефер Ецира» (иврит – «Книга Создания»), написанный еще 
в XVIII в. до н. э. Мнение одних ученых, считающих каббалу новым творением, 
относящимся к XI-XIII вв. н. э., а также другая точка зрения, в соответствии с 
которой каббала возникла намного ранее, имеют право на существование и вполне 
объяснимы, так как основываются на разных подходах в исследовании исторических 
и литературных памятников каббалистического учения.

Одна из гипотез, которой придерживаются сами каббалисты, постигающие духовный 
мир, гласит, что каббала как наука о мироздании ведет свое начало с древнего 
города Месопотамии Ура Халдейского. Предание того времени (около XVIII в. до н. 
э.) повествует об истории жителя Междуречья, Авраама – человека, который в 
итоге своего исследования окружающего мира, раскрыл за множеством проявлений 
различных сил природы, воздействующих на этот мир, одну, единственную силу. 
Вначале ему казалось, что он находится под властью многих сил, но он прошел 
сквозь этот слой познания и постиг, что все эти силы являются частными 
относительно одной, единственной высшей силы. Авраам назвал ее «Творцом». В 
иудейских мидрашах (толкованиях, дополняющих Пятикнижие Моисея) описываются его 
размышления:
«Трех лет от рождения вышел Авраам из пещеры [где его прятали от Нимрода после 
предсказания, что он будет родоначальником избранного народа] и, увидев мир, 
стал размышлять о том, кем созданы звезды и небо, и он сам.

Очарованный величественным светом солнца, его теплом и светом, он весь день 
возносил молитвенную хвалу солнцу. Когда солнце зашло, а на небе появилась луна,
 окруженная мириадами звезд, Авраам подумал: „Вот это светило, очевидно, и есть 
божество, а маленькие светильники, его окружающие – это его вельможи, воины и 
слуги“. Всю ночь он пел гимны луне. Но вот наступило утро; луна зашла на западе,
 а на востоке снова появилось солнце.

„Нет, – сказал Авраам, – есть Некто, который властен и над солнцем, и над луною.
 К Нему стану я возносить моления мои“» [8].

Изучая законы природы окружающего мира, Авраам систематизировал свои познания и 
на их основе разработал методику постижения единой управляющей силы, раскрытия 
ее сквозь множество различных сил, которые человек ощущает как воздействующие 
на него. Эту методику он назвал «каббала» (иврит – получение). Свои 
исследования Авраам изложил в книге под названием «Сефер Ецира» 
[SeferYetzirah](иврит – «Книга Создания»). Текст книги краток, составлен из 
лаконичных фраз, представляющих собой заключения о духовных ступенях, раскрытых 
Авраамом.

Потомки и ученики Авраама стали распространять его методику постижения законов 
мироздания среди других людей. С течением времени группа учеников и 
последователей разрослась до величины целого народа – около 3 млн. человек. 
Поскольку в нее входили не по происхождению, а лишь приверженцы этой методики, 
то назвать эту группу народом, по признакам и определениям «что такое народ», 
невозможно. Это была всего лишь каббалистическая группа, то есть группа 
исследователей духовного мира. Они стали называть себя «народом Израиля» после 
того, как все члены группы одновременно получили адекватное ощущение духовного 
мира. Эта каббалистическая группа также и в своих детях с первых дней развивала 
дополнительное восприятие высшего, и они росли, воспринимая ощущаемое 
естественно и органично.

Так продолжалось до определенного исторического момента, когда мгновенно во 
всей группе исчезло восприятие высшего. До этого момента она представляла собой 
сообщество людей, живущих в ощущении высшего мира. Но после утраты этого 
ощущения группа приняла вид обычного народа. А поскольку все ее существование 
оправдано только уровнем восприятия высшего, то она перестала быть особенным 
явлением в мире, а наоборот, немедленно обрела соответствующий ей облик – 
народа, рассеянного среди всех народов мира.

Вне ощущения высшего группа не может называться «народом Израиля», где слово 
«Израиль» читается как «Исра-Эль» (иврит), буквальный перевод которого означает 
«прямо к Творцу». В отсутствии восприятия полного мира некогда группа 
каббалистов стала вместо духовных действий практиковать их физическую 
интерпретацию, продолжая пользоваться для этого названиями духовных действий. 
Это и послужило началом возникновения иудейской религии, а затем – и остальных 
религий.

Именно падение людей с духовного уровня познания мира повлекло за собой 
возникновение различных интерпретаций каббалы. В силу названных событий каббалу 
стали соотносить подчас с совершенно иными духовными истоками. В то же время, 
на ее искаженных представлениях проросли новые религиозные, мистические и 
гностические учения.

От последовавшего за Авраамом периода не осталось никаких письменных источников 
каббалистического знания. Возможно, его потомки – Ицхак, Яков и каббалисты 
пе
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 177
 <<-