|
ься к переводу
оригинального текста – для уяснения стиля книги «Зоар».
Книга «Зоар», как и вся Тора, говорит только о создании-человеке и его
отношениях с Творцом. Все внутренние свойства человека Тора называет именами
нашего мира: стремление к Творцу называется «Израиль», стремление к
самоудовольствиям называется «народы мира». Но нет никакой связи между этими
названиями в Торе с евреями и прочими народами в нашем мире. Каббала обращается
к ЧЕЛОВЕКУ!
Есть в книге статьи, прокомментированные языком Каббалы, а есть
прокомментированные языком ощущений, что более понятно начинающему. Читатель
может начать изучение книги с таких статей: «Ночь невесты», «Кто веселится в
праздники» и пр., хотя полное изучение книги «Зоар» построено на
последовательном прохождении материала. Каббала постепенно входит в сердце
человека, по мере привыкания к ней нашего сознания. И освоить ее можно только
многократным повторением материала.
Михаэль Лайтман
Список сокращений и пояснений
А”А – парцуф хохма, центральный, исходный парцуф мира Ацилут, от
которого рождаются все остальные парцуфим.
АБА – отец – парцуф хохма
ИМА – мать – парцуф бина
З”А – сын (относительно АВ”И)
ЗО”Н – З”А и нуква-малхут
НУКВА, МАЛХУТ – сфира или парцуф, получающий от всех предыдущих парцуфим.
Малхут мира Ацилут – сумма всех творений, всех человеческих душ, от чего
называется Кнэсэт Исраэль – собрание Израиля.
Исраэль – свойство «отдавать», альтруизма, свойство Творца, свойство бины.
Исраэль происходит от слов Исра – прямо, и Эль – Творец. Таким образом, Исраэль
– это свойство-стремление (сближение свойствами) к Творцу. Народы мира –
стремление к самонаслаждению. Естественно, в каждом человеке существуют эти два
свойства, и Каббала является методикой развития свойства Исраэль с целью
достижения Творца человеком еще в этой жизни.
КЛИ – эгоистические желания и стремления, эгоизм не называются кли. Кли – это
исправленные, годные для получения света, желания, т.е. уже неэгоистические, а
с экраном, обращающим эгоизм в альтруизм.
СОСУД – сердце человека, получающее все ощущения, называется сосудом получения
ощущений. Духовный сосуд, только о таком и говорит «Зоар», – это желание отдать
Творцу, протянуть Творцу все свое сердце, все свои желания, как бы говоря, что
согласен всем сердцем, всеми своими желаниями отказаться от всего себя ради
Него. Такое полное, истинное намерение и называется «ли шма» – «ради Творца».
СМЯГЧЕНИЕ ограничения закона; ограничение – это запрет малхут получать свет.
Устраняется вследствие получения ею исправления свойствами бины.
ЗИВУГ – переводится как половое соитие мужской и женской особи в нашем мире.
Поскольку духовные действия абсолютно оторваны от наших понятий, мною
предпочтено оставить ивритское слово «зивуг» как более отвлеченно
воспринимающееся не знающим иврит, а потому менее путающее своими ассоциациями.
Духовный зивуг есть стремление высшего – з”а – мужской части передать
свет-наслаждение низшему – малхут – женской части. Оба желания при этом
совершенно бескорыстны, как в примере хозяина и гостя.
ПБ”П – паним бэ паним, лицом к лицу. Когда Захар – мужская сфира, Аба – отец,
передает ор хохма женской сфире Има – матери, для передачи детям – зо”н. Такие
же отношения АБ”А, ПБ”П и пр. происходят и между их детьми – зо”н, з”а и малхут.
АБ”А – спинами (произносится ах бэ ах). Если парцуф АБА-хохма имеет свет ор
хохма, но не желает его передать парцуф ИМА-бина, а ИМА также не желает
получить, то такое их отношение называется спина к спине. Такие же отношения
могут быть и между з”а и малхут.
ХЭСЭД – милосердие, сострадание, альтруизм, ОР ХАСАДИМ – свет милосердия,
сострадания, альтруизма. Возникает, ощущается только в том кли-желании, которое
желает бескорыстно «отдавать», быть подобным Творцу. Это свойство сфиры или
парцуфа бина. Бина мира А”К называется СА”Г. Бина мира Ацилут называется Има,
высшая мать, Ишсут, АВ”И и пр. Свет бина – это наслаждение от подобия, близости
по свойствам с Творцом, и поэтому этот свет-ощущение является самой надежной
защитой от нечистых сил, а кли, обладающее свойствами бина, и не может
прегрешить, потому что его желание только «отдавать».
К-Х-Б – кэтэр-хохма-бина (произносится кахаб) – 3 первые сфирот, образуют рош
– голову парцуфа. Голова решает, сколько парцуф может принять наслаждения не
ради себя, а ради Творца, и этот свет нисходит из рош в гуф – тело.
Х-Б-Д – хохма-бина-даат (произносится хабад) – то же, что кэтэр-хохма-бина =
голова парцуфа. Сфира даат – это не сфира, а просьба зо”н, называемая ма”н, их
обращение в бина о желании получить ор хохма, чтобы бина дала им его. Эта
молитва зо”н называется ма”н, поднимаясь в бина, вызывает в бина – Има – матери
их, желание дать желаемое детьми – зо”н. Ма”н в бина называется сфира даат –
это не сфира, как 10 сфирот, а просьба, но чтобы подчеркнуть такое состояние,
вместо к-х-б называется х-б-д.
Х-Г-Т = хэсэд-гвура-тифэрэт (произносится хагат) – сфирот тела, подобные
сфирот головы: хэсэд подобно кэтэр, гвура – хохма, тифэрэт – бина. Называют
|
|