|
– бедному,
просящему в двери подаяние, даю меньше, чем прилично одетому, собирающему на
какое-то мероприятие. Получать же вообще – неважно от кого, главное – сколько
получить, не имеет значения, от хорошего или плохого человека, но давать –
важно, именно какому человеку даешь!
Выражения «лицевая и обратная сторона», «лицо и спина»- «паним вэ ахораим»
имеют много значений. Лицо здесь означает раскрытие, свет, а обратная часть
означает, что человек не ощущает, не видит ничего, не чувствует точку в своем
сердце. В таком случае все же существует возможность возбудить ее.
Это подобно тому, как, глядя на ребенка, говорят, что он сильный и умный,
подразумевая, что при соответствующем воспитании действительно станет таким. И
главная цель в это время – достичь и увеличить духовное желание получить, ведь
с момента рождения есть в человеке желание получить только материальное.
И потому хотя и достиг огромного желания получить до 13 лет, но это еще не
конец роста желания получить, а основной рост желания получить именно в
духовном, как, например, до 13 лет хотело его желание получить поглотить все
богатство и славу, что в нашем материальном мире, где каждому ясна его
временность, мир проходящий и исчезающий, как тень. Тогда как, достигнув
духовного желания получить, он желает проглотить для самонаслаждения все
наслаждения будущего вечного мира, остающегося навечно.
Поэтому огромное желание получить заканчивается только в желании получить
духовное. Если в точку, что в сердце человека, дать правильным изучением
Каббалы настоящее наполнение, то человек ощутит желание получить духовные
наслаждения вместо материальных, бывших в нем до уровня 13 лет. Необходимо
приобрести огромное желание насладиться духовными наслаждениями, а только затем
можно начинать исправлять их намерение.
31. Сказано в «Тикунэй Зоар»: у пиявки две дочери «гав-гав», где пиявка
означает ад, а грешники, попадающие в западню ада, лают, как собаки, «гав-гав»,
т.е. желают проглотить оба, и этот, и будущий миры. «Гав» означает «дай мне
этот мир», просьба любого человека в нашем мире. «Гав-гав» – дай еще и «олам
аба» – будущий мир, просьба верующего в будущий мир человека.
Но все же эта ступень необычайно важна в сравнении с первой, ведь кроме того,
что постигает истинное огромное желание получить и дан ему этим для работы весь
требуемый материал, эта ступень также приводит к отдаче, как сказано мудрецами,
должен человек заниматься Торой для себя, а от этого придет к занятиям Торой
ради Творца.
И потому эта ступень, наступающая после 13 лет, определяется как чистая и как
служанка, прислуживающая своей госпоже, чистому желанию, и приводящая человека
к состоянию «ради Творца» – «ли шма» и получению Высшего света.
Чистая служанка – «шифха дэ кдуша» – состояние, когда человек находится еще в
«каванот» – намерении не ради Творца, желает насладиться ради себя, всем, что
он обнаруживает в Торе, как ранее желал получить наслаждения от этого мира,
потому что видит наслаждение в Заповедях. То есть его желание самонасладиться
перешло с объектов этого мира на объекты духовные.
Но и это уже большой уровень предварительного развития, и не каждый
заслуживает его достичь! Человек должен желать ощутить стремление к духовным
наслаждениям. А уже затем наступает этап облачения этих стремлений в нужное
намерение, в желание порадовать Его.
Поскольку каждый из нас имеет часть от общей души, единственного творения,
сотворенного Творцом (так называемой души Первого человека Адам аРишон), то мы
можем, с помощью особых действий и мыслей, называемых Торой и Заповедями,
пробудить в себе исходную точку, зародыш (решимо) нашей личной души, дремлющую
в нас, по этой причине не ощущаемую нами...И тогда возжелаем насладиться
светом!
Если бы не эта точка в сердце, часть нашей души, свыше помещенная в нас, не
было бы у нас никакой возможности достигнуть желания, даже эгоистического к
свету Творца, поскольку мы его никогда не ощущали. Рост желания наслаждаться
все более значимыми предметами этого мира происходит естественным путем. Но
развить в себе желание насладиться духовным требует особой работы человека над
собой, так называемой работы в Торе и Заповедях. И не обязан прежде исправлять
свои желания к наслаждениям этого мира.
Исправление намерения к наслаждениям нашего мира и духовного он осуществляет
одновременно: «Я наслаждаюсь, потому что наслаждается Творец». Развитие желания
к духовным наслаждениям происходит в действии, а не в уме, через изучение, как
и в науке, но именно с надлежащим намерением.
Как ребенку, не желающему принимать горькое лекарство, дают его, смешивая со
сладким сиропом, в том виде, в котором он согласен принять, так и Творец дает
нам средство исправления, свет, потому что наш эгоизм никогда бы не согласился
получить его. И если человек обнаруживает, что его ум согласен на намерения
ради Творца, но тело против, только молитва о том, что желает любить Творца
всем своим сердцем, может помочь ему.
Только Творец может помочь в исправлении тела. Как говорится, «Ба летаэр,
месайим ло» – «Приходящему очиститься помогают». В чем заключается помощь
Творца? «Нотним ло нешмата кадиша» – «Дают ему чистую душу». Как сказано, «Ор
махзир ле мутав» – «Свет возвращает к источнику». И в итоге человек ощущает,
что его сердце «Рахаш либи давар тов» – «Приобрело мое сердце нечто хорошее»,
тем, что «Маасай ле мелех» – «Все мои действия Творцу».
Как же человек ощущает, что его желания Творцу? Это чувство, как и все
остальные чувства, дает ему сам Творец. Ведь все наши ощущения мы получаем
только из источника всех наших наслаждений (страдания ощущаются как отсутствие
наслаждений). Молитва – это ощущение сердцем желания, чтобы Творец дал желание
тог
|
|