|
се миры, все мироздание, постепенно исправляясь,
чтобы дойти до уровня Творца, до вечного и совершенного состояния. И все это
мы должны совершить, находясь в нашем мире, в нашем теле, в нашем сегодняшнем
мирском бытие.
До этого совершенного состояния дошли каббалисты, описав его нам, и до него
должны дойти абсолютно все души, каждая в свое время. И пока последняя душа не
пройдет этот путь, не прекратится кругооборот душ, спуск, нисхождение в наш мир,
в котором только и возможно исправление, для дальнейшего выхода в духовный мир
и достижения в конечном счете нулевой стадии кетер.
Был вопрос, возможно ли достичь всего этого в течение одной жизни? Нет,
невозможно. При рождении человека в него вселяется душа, которая уже побывала в
этом мире, прошла какие-то свои стадии исправления, у нее есть уже определенный
опыт. Поэтому люди, рождающиеся сегодня, намного умней, опытней. Они более
готовы к сегодняшним условиям технического и культурного прогресса,
всевозможным изменениям в обществе.
В нашем поколении желание изучать Каббалу приобретает все более массовый
характер. Души уже набрались такого опыта из предыдущих жизней, таких
постижений, что уже в двадцать — двадцать пять лет человек не может жить без
постижения духовного. В то время, как раньше только единицы из миллионов
ощущали лишь смутную потребность приобщиться к духовному.
Пройдет еще немного лет, и уже в течение одной жизни, и даже не всей, можно
будет достичь духовного состояния. Это является целью творения и задано
изначально. Все мы частички одной и той же малхут и имеем строго определенное
свойство и назначение в этом мире. Изменяя свои свойство под влиянием различных
факторов нашего мира и по определенной системе изучения Каббалы, каждая такая
частичка достигает своего исправления и тем самым приходит к я наивысшему
состоянию.
Путь любой частички задан свыше, он предопределен. Все мы рождаемся с
определенной душой, с определенными свойствами. Никто из нас заранее не выбирал
себе душу. Естественно, и путь каждого определен заранее. Что же остается нам?
В чем свобода выбора? Почему мы все же являемся разумными существами, а не
просто механическими объектами, над которыми производятся какие-то действия? В
чем же Творец по отношению к нам немного отступил и оставил нам возможность
проявить себя? Только в одном, но самом главном: человек должен сам захотеть
идти по пути исправления и возвышения и самому себя подталкивать с той
скоростью, с которой он сам в себе вызывает эту силу желания.
Каждый из нас обязан прийти от самой начальной точки, в которой мы находимся, и
до самой конечной. В этом у нас нет никакой свободы воли. Мы обязаны пройти
этот путь по всем его стадиям и ощущениям, включить их все постепенно в себя,
прожить и прочувствовать пройденное.
Свобода заключается в том, чтобы согласиться со всем происходящим в пути,
оправдать каждый этап и выбрать максимальную скорость прохождения процесса
исправления и слияния с Творцом. Это, и только это, зависит от самого человека,
и в этом проявляется суть творения — самостоятельно пожелать поскорее
избавиться от состояния, в котором оно находилось в момент создания его Творцом,
качественно исправиться и в конечной точке слиться с Творцом.
В той мере, в которой проявляется в человеке это желание, в той мере он может
называться человеком, а иначе это безликое существо. Каббала — это единственная
наука, развивающая в человеке самостоятельную, индивидуальную, свободную
личность.
Четыре стадии образования кли отличаются между собой желанием насладиться (его
авиютом — грубостью, толщиной). В нулевой стадии и стадии алеф этого желания
вообще нет. Чем больше творение удаляется от Творца, тем больше в нем желание
насладиться, тем оно грубее, эгоистичнее, тем более оно желает получать.
Четвертая стадия, малхут, полностью эгоистическая, и это желание исходит из ее
решения. Каждая из четырех последующих стадий находится одна в другой: кетер
находится в хохме, оба они — в бине, все три — в зэир анпине, а в малхут
включены все четыре стадии. Каждая предыдущая поддерживает последующую и
обеспечивает ее существование.
Четвертая стадия получила весь свет, который целиком наполнил ее. А мы знаем,
что когда свет наполняет сосуд наслаждением (тем более, что сосуд сам желает
этого и просто втягивает свет), то постепенно получает от него и его свойство
отдавать. И тогда малхут начинает ощущать, что ее свойство полностью
противоположно свойству света. Она ощущает свой эгоизм по сравнению с дающим, и
это развивает в ней такое чувство стыда, что она прекращает получать свет и
остается пустой.
Исторжение света из малхут называется первым сокращением (цимцум алеф).
Оставшись пустой, малхут как бы вступает в стадию равновесия с дающим: оба они
ничего не получают и ничего не отдают, не доставляя друг другу никакого
наслаждения. Но как же все-таки сделать малхут равной Творцу?
Точно так же, как это было в примере гостя с хозяином. Малхут отталкивает весь
приходящий к ней свет, т.к. не хочет чувствовать себя получающей, а затем
ставит условие, что примет какую-то часть света внутрь, но уже не ради своего
наслаждения, а потому что хочет насладить Творца, зная, что он желает ее
наслаждения. Поэтому такой способ получения уже эквивалентен отдаче, и малхут
из получающей превращается в дающую.
Мы видим, что для появления истинного желания свет должен пройти четыре стадии.
Аналогичное действие происходит и с любым нашим желанием. До проявления в нас
оно проходит все стадии развития света, который вышел из Творца, пока, наконец,
мы его не ощущаем. Без света не может возникнуть желания. Свет первичен, а
желание вторично.
Рассмотрим структуру творения (Рис. 1), которое создалось в четвер
|
|