|
риятии
предметов их мира, и таким образом возможен обмен чувствами через их словесные
обозначения. О происходящем в других мирах можно сообщать, используя тот же
язык, но подразумевая, что речь идет о предметах другого мира, соответствующего
как копия нашему миру. На таком языке и написана Тора.
Ступени постижения – последовательные уровни ощущения Творца, составляющие
как бы лестницу от нашего мира вверх. Наинизшая ступень этой лестницы,
называемая махсом, – она настолько скрывает от нас все духовные силы, что у
человека совершенно отсутствует всякое их ощущение, и потому источник жизни и
ее цель он пытается найти в своем мире.
Свет в духовных мирах – передача информации, чувств, наслаждений
осуществляется посредством распространения или исчезновения духовной субстанции,
называемой светом (по аналогии со светом в нашем мире, дающим жизнь, тепло и т.
д., или свет мысли, прояснения, просветления).
Право на существование – каждая вещь в нашем мире, хорошее и плохое, и даже
самое вредное, имеет право на существование. Но возложена на нас возможность
исправления и улучшения. Нет ничего лишнего, ненужного. И все для блага
человека в прямом смысле (хорошие вещи) или обратном («плохие»), чтобы,
исправив себя, мы нейтрализовали их вредное воздействие.
Исправление – Создатель не закончил создание нашего мира. Его дополнение до
совершенного, целого возложено на нас. Как горек плод в период созревания,
таким видим мы наш мир. Его исправление – наша задача и цель.
Вознаграждение – наслаждение (вкус созревшего плода). В человеческих силах
влиять лишь на самого себя и ни на что внешнее. Поэтому исправление возможно
лишь самоусовершенствованием каждого.
Два пути исправления – путь принятия духовных законов Исправления к
исполнению каждым, в первую очередь – любовь, сочувствие к ближнему, называется
путем Торы. Он является предпочтительным и со стороны Творца, поскольку его
цель доставить радость творениям на всех стадиях их существования (горечи плода
мы в таком случае не чувствуем).
Путь страданий – путем проб и ошибок в течение определенного времени (6000
лет) все равно придти всем человечеством к необходимости исполнения законов
творения.
Каббалист – каждый в нашем мире, кто путем изучения и выполнения духовных
законов достигает подобия Творцу, развивает себя духовно настолько, что сам
становится частью духовных миров.
Заповедь – свеча, а Тора – свет – есть две стадии выполнения законов Торы.
Первая – воспитательная, когда человек выполняет всевозможные действия, которые
должны привести его к исправлению и выходу в высший мир. Этот период называется
«подготовительный» (зман ахана).
Но есть иной уровень выполнения заповедей – духовный: душа человека состоит
из 613 желаний. Исправляя каждое из них с ее эгоистического применения «ради
себя» на альтруистическое применение «ради Творца», человек получает в каждое
исправленное желание соответствующий этому желанию, заповеди, свет Создателя,
Его ощущение, ощущение слияния с Ним. Исправление желаний называется
выполнением заповедей. Свет, получаемый в исправленные желания, называется свет
Торы (свет свечи). Тора – это совокупный свет, который должен наполнить всю
исправленную душу.
Постижение – происходит путем внутренней работы над собой, изучением
характера и свойств духовных объектов. Необходимо предупредить, что речь идет
не о психологических ощущениях типа полета, не о фантазиях и внушениях, а о
действительном подъеме в мир, материал которого духовен, т.е. выше и вне всяких
связей с человеческим психологическим восприятием.
Наслаждение – возможно, лишь если есть желание и стремление. Желание
возможно при условии, что наслаждение известно. Стремление возможно лишь при
отсутствии наслаждения в данный момент. Кто сидит, не наслаждается этим, кто не
выходит из тюрьмы, не наслаждается свободой, здоровье может оценить лишь
больной. И желание, и стремление мы получаем от Творца.
Единственно созданное в творении – чувство недостатка, чего нет в Творце. И
чем больше человек, тем больше это чувство у него. А у детей и простых людей
оно весьма ограничено. Настоящий человек хочет весь мир – и так до последнего
дня. А мудрый – хочет не только наш мир, но и все другие миры.
Поговорка из Торы: «Богат – кто удовлетворяется тем, что у него есть» –
говорит о пути исправления, а не о величине желания. Желание и стремление
вместе называются в Каббале кли (сосуд). Само же наслаждение – ор (свет)
исходит от Творца.
Чувство наслаждения – свет входит в сосуд (ощущается сосудом) в зависимости
от соответствия свойств сосуда и света. Чем ближе эти свойства, т.е. чем больше
способность сосуда положительно влиять, любить, радовать, и чем меньше его
желание насладиться, – тем ближе он к свету и тем большее количество света
ощущает и тем большее наслаждение.
Таким образом, почувствовать или не почувствовать Творца (или свет, что одно
и то же) зависит только от нашей (так как каждый из нас – сосуд) близости
(соответствия свойств) к Нему. Пока есть у сосуда хоть незначительное желание
влиять (т.е. думать, страдать за других, любить, помогать, пренебрегая
собственными желаниями), он находится (ощущает) в духовных мирах (в каком-либо
из них – в зависимости от его свойств).
А когда желание влиять иссякнет в нем, считается, что находится (ощущает) в
нашем мире, как пока каждый из нас. И подобный сосуд называется телом человека,
и единственное его желание – заботиться лишь о себе. Мы даже не представляем
себе возможность совершенно безвозмездно что-либо сделать для другого. А кто
считает, что это не так, должен заняться че
|
|