|
рю подарок.
Ты чувствуешь, что получаешь, отказываешься от подарка, потому что, получая, ты
абсолютно стираешь наслаждение, ибо стыд в тебе возникает в той же степени, что
и наслаждение. Ты уже не чувствуешь наслаждения от самого подарка, каким бы он
хорошим ни был. Что можно сделать? Ответ таков.
Дающий, кроме того, что дает наслаждение (подарок), еще и предоставляет
возможность избавиться от стыда, т.е. что-то совершить и тогда якобы можно
считать, что ты этот подарок заработал сам. Т.е. как бы полностью его создал,
сотворил своими руками. Ты становишься как бы Творцом своего состояния, своих
наслаждений. Не ощущаешь абсолютно, что есть Дающий тебе. А в тебе самом есть и
источник усилий, и те ощущения, которые получаешь за свои усилия, сам создавая
себе наслаждения.
Ты не ощущаешь Дающего как дающего, а становишься его партнером. Спрашивается,
почему работа для нас тяжела и вызывает страдания? Если не будем чувствовать
страдания от усилий, не сможем "перекрыть" страдания от стыда за получение, т.е.
одни страдания должны соответствовать другим?
Что значат страдания во время работы? Поскольку вся наша природа - желание
наслаждения, страданием называется то, что против нашего желания. Если желания
направлены в одну сторону, а цель работы - в другую, соответственно с этим
ощущаются страдания. Если же желания направлены на то же, что и сама работа, то
человек, вернее, эгоизм, не ощущает страданий от работы.
Допустим, ты стоишь на своем огромном складе, где есть миллиард гвоздей. За
каждый гвоздь ты получаешь доллар. Стоит огромная очередь. Каждый дает тебе
доллар, а ты ему - гвоздь. Устанешь ли ты, даже если будешь работать 10 часов?
Ты не устанешь, потому что тут же получаешь вознаграждение, ощущение
наслаждения гасит ощущение усилия. Работа и ее цель совпадают. Ты желаешь
работать потому, что тут же получаешь вознаграждение.
Работа совпадает с вознаграждением, и потому ощущается вознаграждение вместо
работы и усилия. Страдания во время нашей духовной работы возникают оттого, что
духовная цель и цель нашего тела, против которого надо действовать,
противоположны, что и вызывает в нас ощущение страдания. По мере исправления
тела вместо страданий во время работы ощущается наслаждение, как в примере с
продажей гвоздей.
И ничего не меняется в работе, которую ты делаешь сейчас и будешь делать в
будущем. Она даже может стать в миллиард раз больше. Но не покажется в миллиард
раз тяжелее, а в миллиард раз будет тебе приятней, потому что совпадает по
направлению с намерением. Поэтому праведник - это тот, кто желает все отдать
Творцу. В таком случае его стремление и его работа совпадают по направлению, и
он не испытывает никакого усилия, а наоборот, испытывает наслаждение.
Все отдать Творцу? Бог ты мой, я вообще не представляю, что это такое! А для
праведника - в этом огромное наслаждение. Поэтому вся наша работа состоит в том,
чтобы изменить свои желания. Кроме "дать" и "взять", ничего в природе нет. Но
только посмотри, сколько всевозможных оттенков и сложнейших взаимоотношений в
этих двух простых действиях. Потому что в этих двух понятиях -вся бесконечность.
А кроме "дать" и "взять" - нет ничего.
Есть лишь Дающий и берущий. Как достичь совершенства в отношениях между ними?
Сделать берущего совершенным - в этом и заключается цель творения. Стыд - это
творение. Самостоятельное и отдельное. Если желающий насладиться совершенно не
ощущает стыда, значит, он вообще не ощущает, что получает. Как неживое,
растительное или даже животное. Но мы видим, что, например, животные уже
отличают дающего.
Но еще нет реакции на получение - стыда, ввиду малого развития. И в человеке
есть все уровни развития, от неживого до человеческого. И от его развития
зависит, испытывает ли он стыд. Потому что стыд - это реакция на ощущение
дающего. А если бы человек явно увидел все дающего ему Творца, его эгоизм не
вынес бы этого. Это чувство и есть адское наказание. В нашем мире любого
человека можно поставить в такие обстоятельства, что он сгорит со стыда.
И хуже этого нет ничего, потому что стыд-прямой антагонист эгоизма. И только с
помощью стыда человека можно воспитать, взрастить. Стыд - это следствие
развитого эгоизма. Ребенок не чувствует, что он получает. К любому подойдет и
возьмет. Но дай взрослому то, что ему действительно необходимо. Как тяжело
взять! Предпочтительнее совершить любое усилие, чем унизить себя. Потому что
ощущение получения убивает эгоизм, т.к. оно против его природы.
Получать - да, но не ощущать себя получателем! А поскольку, кроме эгоизма, не
создано ничего, то стыд - это прямое оружие против эгоизма, первозданного
творения. С помощью стыда, как под пистолетом, можно исправить все в творении и
достичь "гмар тикун". Эгоизм и стыд - это, в принципе, одно и тоже. Стыд - это
следствие ощущения собственного эгоизма, собственной сути, ощущения себя.
Когда возникает стыд? Когда я чувствую себя получающим. Т.е. когда я использую
свое свойство получать. Если я его не использую, значит, я не получаю. Мне
могут дать миллионы, но если я не чувствую, что мне их дают, т.е. для меня это
не имеет значения, допустим, как в сфират Бина, то это не значит, что я их беру.
А могут принести что-то незначительное, в чем я заинтересован, и я не смогу
получить, потому что испытаю жгучий стыд.
Дело не просто в подарке абстрактно, объективно, а относительно кого,
субъективно, какие ощущения подарок в нем вызывает. Стыд, как и эгоизм
измеряется только относительно самого человека - насколько он ощущает в себе
эти свойства. И насколько человек ощущает в себе эгоизм, настолько же сильно в
нем, в его ощущениях, и чувство стыда. А тот, кто ощущает стыд, осознает в той
же мере свой эгоизм
|
|