|
а включает ли конечное наше состояние
все маленькие наслаждения.
Естественно, все, что есть на большей ступени, включает в себя все меньшее,
потому что все, что есть ниже, проходит через более высокую ступень. Но это не
значит, что на большей ступени есть все оттенки тех ощущений, которые находятся
ниже. Чтобы выявить каждое наслаждение, оттенок какого-либо ощущения,
необходимо совершить на него зивуг, принять именно его в себя, ощутить в себе.
Иначе оно останется в потенциале, но не раскрытым.
Конец исправления потому и называется концом, что означает окончание выявления
всех оттенков наслаждения, уготовленного для нас Творцом. Взрослый мужчина не
может переживать то же при чтении романа, что и подросток. Он должен снова
спуститься до подросткового уровня, но это уже невозможно, потому что он вырос
- получил большие желания и не может удовлетвориться маленькими "ненастоящими"
наслаждениями.
Но на каждой духовной ступени есть свой полный набор светов НАРАНХА"Й. И каждая
ступень несет в себе оттенки всех остальных. Рав Барух дал такой пример: самой
богатой едой у нас считается мясо особого сорта, приготовленное, скажем,
каким-то необычным образом. Если у меня есть 5 возможностей насладиться (против
5 сфирот), то я не скажу официанту: "Принеси мне 5 порций мяса". Я скажу:
"Принеси мне мясо, салат, суп, солененькое, хлеб".
Зачем мне все это надо? Разве сопоставим какой-то салат с мясом? В каждом
объекте есть свой вкус. Одно дополняет другое. НАРАНХА"Й дает в итоге
совершенство ощущения. Но нельзя испытать совершенство ощущения только при
свете ЙЕХИДА. Ты должен чувствовать также и НЕФЭШ, РУАХ, НЭШАМА, ХАЯ. Только
вместе они могут дать тебе совершенство ощущения.
Поэтому, хотя большая ступень и включает в себя все более низкие, маленькие, но
ты не можешь, стоя на ней, испытать все нижележащие. Когда мама-Бина должна
дать свет сыну-З"А, она делает зивуг-получение на просьбу-ма"н З"А, а затем
передает этот свет ему. У самой Бины нет того, что просит З"А, потому что это
только его желание, а не ее.
Выполняя все Заповеди, пройдя все 620 Заповедей (613 + 7 Заповедей народовм
мира), 620 ступенек от нашего мира до конца исправления, человек получает в
себя, в свой духовный парцуф весь свет, уготовленный ему Творцом, весь
НАРАНХА"Й. Это то количество ступеней, которое должен преодолеть человек, чтобы
слиться с Творцом. Т.е. человек должен выполнить каждую Заповедь в ее полном
духовном значении. Создать экран, исправление на свой эгоизм, сделать зивуг,
Заповедь, получить в себя свет ради Творца, называемый Тора.
И так на каждой ступени. А по достижении последней ступеньки человек получает
весь свой НАРАНХА"Й, всю Тору. Та часть света, которая входит в духовный парцуф
человека, называется Торой, или частью Творца. Нет ничего кроме желания
насладиться, исправленного экраном, стремлением быть подобным Творцу, и света
Творца.
Отсюда становится ясно, почему сказано, что Тора и Творец - это одно и то же.
То, что происходит после достижения всего исправления, мы не изучаем. Наша
задача его достичь. У нас нет слов, чтобы описать то, что ощущается в состоянии
бесконечного наслаждения. Отчасти этим занимается "Тикунэй Зоар". Но это пока
не может быть предметом наших бесед.
6. ДАНА НАМ РАБОТА КАК ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ, ПОТОМУ ЧТО ПОЛУЧАЮЩИЙ ПОДАЯНИЕ
ИСПЫТЫВАЕТ СТЫД
Наверное, бросается в глаза несколько странная фраза: дана нам работа как
вознаграждение. Ведь должно быть вроде бы наоборот: вознаграждение за работу.
Но дело в том, что постигающий духовную природу, заменяющий свои свойства на
свойства Творца, начинает воспринимать возможность давать, услаждать, что-либо
делать ради Творца как великую милость, оказываемую Им.
И поэтому работа оборачивается вознаграждением. Как мы уже говорили ранее:
ничего не меняется в мироздании, мы уже находимся в конечном своем состоянии,
но только должны раскрыть глаза на окружающее. Так и с работой и
вознаграждением: меняются понятия на обратные: то, что считалось усилием,
становится радостной возможностью, то, что считалось наслаждением - ощущается
как зло и мерзость.
Сказано мудрецами ("мудрец" - имеется в виду получающий свет мудрости, свет
хохма, т.е. каббалист, поднявшийся до ступеней получения этого света) , что
Творец создал все миры, высшие и низшие, только для Израиля (имеющего
стремления стать подобным Творцу; Исраэль от слов яшар-прямо, Эль-Творец),
выполняющего Тору и Заповеди (постигающего высший свет-Тору в себе, получающий
Тору с помощью выполнения Заповедей, с помощью зивуг на экран).
Как же это сопоставить с тем, что сказано, будто замысел творения - в
услаждении созданий? Если Творец желал насладить создания, то зачем Он создал
этот мир, полный страданий, поместил нас в нем, где ни одного мгновения мы не в
состоянии просуществовать, не прикладывая усилий выжить, не говоря уже о
недостижимости непреходящего, полного, достойного Дающего наслаждения. На это
отвечают мудрецы: чтобы создать возможность вознаграждения. Потому что
получающий вознаграждение незаслуженно стыдится смотреть в глаза дающему.
Потому что при каждом незаслуженном получении он ощущает огромный стыд. И чтобы
души могли избавиться от этого ощущения стыда, создал Творец все миры и наш мир,
именно в котором есть возможность работать и насладиться в будущем плодами
своего труда, не испытывая стыда. Творец - Первоисточник всего и мог бы,
естественно, создать творения, не ощущающие стыда. Но нет ничего в мирах, в том
числе и в нашем, что было бы создано Им зря, а
|
|