|
ОБЩЕЕ ПОHЯТИЕ О КАББАЛЕ.
П. Седир.
Каббала - это наиболее известное учение среди оккультных традиций; она
представляет выражение эзотерической философии евреев. По словам раввинов, ее
отцом, то есть основателем, считается патриарх Авраам.
Главные источники, где находится изложение всех этих тайн - это Пятикнижие
Моисея.
Современные ученые приписывают Каббале гораздо позднейшее происхождение. М.
Nicolas относит ее появление к столетию, предшествовавшему христианской эре.
Другие утверждают, что она написана раввином Моисеем Леоном в XIII веке нашей
эры, но
М. М. Франк, в своей известной книге, относит ее к более раннему
времени, чем сборники Мишна и Талмуд. Таково мнение и всех
посвященных, писавших по этому вопросу, и Фабр д'Оливе фор-
мулирует его в следующих ясных выражениях:
"Известные раввины того мнения, что сам Моисей, предвидя
участь, ожидающую его книгу, и ложные толкования, прибег к
устному ее изъяснению, сообщенному им непосредственно людям испытанным, обязав
передавать эти разъяснения избранникам в тайне святилища. Таким образом, от
поколения к поколению оно достигло самого отдаленного потомства. Это предание,
обладанием которого гордятся современные евреи, - называется Каббалой, от
еврейского слова, обозначающего то, что получено, что идет от предков, что
переходит из рук в руки".
Hастоящий очерк имеет целью уяснить теории лиц, не принимающих исключительно
археологические доказательства, но оказывающих особое доверие тайному голосу
посвящения.
Моисей был египетский посвященный, поэтому Каббала должна представлять полное
изложение тайн Египта; но с другой стороны, не следует забывать, что Авраам
тоже внес большую долю в составление этого знания. А так как имя этой
легендарной личности указывает, что оно принадлежало школе халдейских жрецов,
то можно смело утверждать, что Каббала заключает также и тайны Митры.
Я не могу здесь привести доказательств в подтверждение сказанного, для этого
нужно было бы изменить всю древнюю историю; мое желание, повторяю, лишь
изложить вкратце, но с возможной ясностью, мало известные идеи.
Предание объясняет, что до белой расы на земле последовательно существовали три
других. Потоп отмечал упадок одной расы и развитие другой, следовавшей за ней.
Две из этих рас жили на материках, ныне исчезнувших и существовавших там, где
теперь простираются океаны Тихий и Атлантический. В сочинениях Элизе Реклю и
Игнатия Одонелли можно найти доказательства географические, геологические,
этнографические и исторические, подтверждающие эту теорию.
Hе входя в детали идеологической истории этих исчезнувших народов, нам будет
достаточно знать, что в эпоху, когда жил извлеченный из воды еврей, храмы Фив
заключали жреческие архивы атлантов и церкви Рама. Эти последние составляли
эзотерический синтез науки черной расы, сохраненный древней Индией после
наводнения ее белыми.
С другой стороны, Моисей нашел в храме Петра, этом последнем убежище жрецов
черной расы, - их тайны. Таким образом, предание устное, которое вождь евреев
оставил семидесяти избранным, содержало совокупность всех оккультных традиций,
которые существовали на земле с начала ее истории.
Вот почему Каббала - учение монотеистическое, как Египет,
и пантеистическое, как Китай. Она знает, как Пифагор, силу букв и чисел; она
объясняет искусство Психургии, как индусские йоги; она открывает тайные силы
трав, камней и планет, как астрологи халдеи и алхимики Европы. Вот почему
археологи смешивают ее с учениями гораздо позднейшими и гораздо меньшего объема,
чем ее собственный.
Из книги Исхода нам известно, что Моисей доверил Иисусу Hавину ключи устного
предания, но эти "Ключи", как говорит Сент-Ив д'Альвейдр, - заржавели,
благодаря ужасу войн и гражданских междоусобиц, терзавших Израиль вплоть до
времен Ездры. Между тем они сохранились, но не в святилище храма, а в среде
светских обществ, ясновидящих и пророков, из которых самые известные в
настоящее время Ессеи.
Чтение книг Моисея происходило всенародно по субботам; комментарии, которые при
этом делались, сначала устно, были впоследствии записаны под названием Таргум.
Вся эта казуистическая и схоластическая литература, нагроможденная со времени
возвращения из плена, вплоть до разрушения третьего храма, названа Мидрашим, то
есть комментарии. В них различают: Галлаха - правила хождения и Хаггада, то
есть легенду.
В этой последней части, как говорит Сент-Ив д'Альвейдр, эзотерические общества
позволили слегка обнаружить свою науку
Шемату - Каббалу. Последнее слово, которое обыкновенно считают традицией, имеет,
однако, другую этимологию.
"Слово Каббала обыкновенно производят от еврейскою слова "Киббел", что значит
собирать, получать, - переводят преданием. Эта этимология нам кажется натянутой
и неточной; мы считаем, что слово Каббала имеет происхождение
халдейско-египетское и имеет значение тайного знания или учения.
"Египетский корень "Keп", "Копп", или "Кеб", "Коб", по-еврейски - "Габ", "Кебб"
или "Кебет" - обозначает: скрывать, закрывать; частица ал или аль -
по-египетски значит брать; так что все слово обозначало: знание, исходящее из
скрытых принципов - "брать из тайны"".
Со времен Ездры толкование эзотерических текстов Моисея из тройного становится
|
|