|
ОБЩЕЕ ПОHЯТИЕ О КАББАЛЕ.
П. Седир.
Каббала - это наиболее известное учение среди оккультных традиций; она
представляет выражение эзотерической философии евреев. По словам раввинов, ее
отцом, то есть основателем, считается патриарх Авраам.
Главные источники, где находится изложение всех этих тайн - это Пятикнижие
Моисея.
Современные ученые приписывают Каббале гораздо позднейшее происхождение. М.
Nicolas относит ее появление к столетию, предшествовавшему христианской эре.
Другие утверждают, что она написана раввином Моисеем Леоном в XIII веке нашей
эры, но
М. М. Франк, в своей известной книге, относит ее к более раннему
времени, чем сборники Мишна и Талмуд. Таково мнение и всех
посвященных, писавших по этому вопросу, и Фабр д'Оливе фор-
мулирует его в следующих ясных выражениях:
"Известные раввины того мнения, что сам Моисей, предвидя
участь, ожидающую его книгу, и ложные толкования, прибег к
устному ее изъяснению, сообщенному им непосредственно людям испытанным, обязав
передавать эти разъяснения избранникам в тайне святилища. Таким образом, от
поколения к поколению оно достигло самого отдаленного потомства. Это предание,
обладанием которого гордятся современные евреи, - называется Каббалой, от
еврейского слова, обозначающего то, что получено, что идет от предков, что
переходит из рук в руки".
Hастоящий очерк имеет целью уяснить теории лиц, не принимающих исключительно
археологические доказательства, но оказывающих особое доверие тайному голосу
посвящения.
Моисей был египетский посвященный, поэтому Каббала должна представлять полное
изложение тайн Египта; но с другой стороны, не следует забывать, что Авраам
тоже внес большую долю в составление этого знания. А так как имя этой
легендарной личности указывает, что оно принадлежало школе халдейских жрецов,
то можно смело утверждать, что Каббала заключает также и тайны Митры.
Я не могу здесь привести доказательств в подтверждение сказанного, для этого
нужно было бы изменить всю древнюю историю; мое желание, повторяю, лишь
изложить вкратце, но с возможной ясностью, мало известные идеи.
Предание объясняет, что до белой расы на земле последовательно существовали три
других. Потоп отмечал упадок одной расы и развитие другой, следовавшей за ней.
Две из этих рас жили на материках, ныне исчезнувших и существовавших там, где
теперь простираются океаны Тихий и Атлантический. В сочинениях Элизе Реклю и
Игнатия Одонелли можно найти доказательства географические, геологические,
этнографические и исторические, подтверждающие эту теорию.
Hе входя в детали идеологической истории этих исчезнувших народов, нам будет
достаточно знать, что в эпоху, когда жил извлеченный из воды еврей, храмы Фив
заключали жреческие архивы атлантов и церкви Рама. Эти последние составляли
эзотерический синтез науки черной расы, сохраненный древней Индией после
наводнения ее белыми.
С другой стороны, Моисей нашел в храме Петра, этом последнем убежище жрецов
черной расы, - их тайны. Таким образом, предание устное, которое вождь евреев
оставил семидесяти избранным, содержало совокупность всех оккультных традиций,
которые существовали на земле с начала ее истории.
Вот почему Каббала - учение монотеистическое, как Египет,
и пантеистическое, как Китай. Она знает, как Пифагор, силу букв и чисел; она
объясняет искусство Психургии, как индусские йоги; она открывает тайные силы
трав, камней и планет, как астрологи халдеи и алхимики Европы. Вот почему
археологи смешивают ее с учениями гораздо позднейшими и гораздо меньшего объема,
чем ее собственный.
Из книги Исхода нам известно, что Моисей доверил Иисусу Hавину ключи устного
предания, но эти "Ключи", как говорит Сент-Ив д'Альвейдр, - заржавели,
благодаря ужасу войн и гражданских междоусобиц, терзавших Израиль вплоть до
времен Ездры. Между тем они сохранились, но не в святилище храма, а в среде
светских обществ, ясновидящих и пророков, из которых самые известные в
настоящее время Ессеи.
Чтение книг Моисея происходило всенародно по субботам; комментарии, которые при
этом делались, сначала устно, были впоследствии записаны под названием Таргум.
Вся эта казуистическая и схоластическая литература, нагроможденная со времени
возвращения из плена, вплоть до разрушения третьего храма, названа Мидрашим, то
есть комментарии. В них различают: Галлаха - правила хождения и Хаггада, то
есть легенду.
В этой последней части, как говорит Сент-Ив д'Альвейдр, эзотерические общества
позволили слегка обнаружить свою науку
Шемату - Каббалу. Последнее слово, которое обыкновенно считают традицией, имеет,
однако, другую этимологию.
"Слово Каббала обыкновенно производят от еврейскою слова "Киббел", что значит
собирать, получать, - переводят преданием. Эта этимология нам кажется натянутой
и неточной; мы считаем, что слово Каббала имеет происхождение
халдейско-египетское и имеет значение тайного знания или учения.
"Египетский корень "Keп", "Копп", или "Кеб", "Коб", по-еврейски - "Габ", "Кебб"
или "Кебет" - обозначает: скрывать, закрывать; частица ал или аль -
по-египетски значит брать; так что все слово обозначало: знание, исходящее из
скрытых принципов - "брать из тайны"".
Со времен Ездры толкование эзотерических текстов Моисея из тройного становится
четверным, то есть не солнечным, а лунным, в некотором роде более
политеистическим. Отсюда знаменитое персидское слово "парадис", написанное без
гласных: п. р. д. с, ключ раввинского объяснения, значительно различающийся от
ключей, явно переданных Моисеем и Иисусом Hавином.
Эти четыре степени объяснения так характеризуются Молитором: "Самая простая -
Пашут дает смысл буквенный; вторая - называется Ремез, это - простая аллегория;
третья - Дераш, есть высший символизм, сообщаемый под печатью тайны; наконец,
четвертая - Сод, секрет, тайна, аналогия, не сообщается, но воспринимается
непосредственным откровением".
Теоретическая Каббала содержит:
1 ) Предание патриархальное о святой тайне Бога и божественных лиц,
2) О сотворении духовного мира и об ангелах,
3) О происхождении хаоса, материи, об обновлении мира в шесть дней творения,
4) О создании человека видимого, его падении и божественных путях, ведущих к
его возрождению.
Дело Творения называется Маасе Берешит.
Hебесная Колесница называется Маасе Меркава.
Сущность всякого создания основывается на трех силах: сила средняя, есть
принцип жизни существ, - который поддерживает ее в ее тождестве; существо
остается таковым только в силу принципа действительного, обнаруживающего в
стремлении к индивидуализации, чтобы с этого момента действовать уже во вне.
Это действие совершенно отлично от ложного действия, которое отделило создание
от божественного Единства. Акт, по которому происходит существо, по своей
примитивной сущности только слепой инстинкт природы.
Это отдаление существа есть действие постоянной беспрерывности и возрастает,
пока не достигнет своего поворотного пункта, а с этого времени всякое существо
стремится к принципу, от которого происходит.
Откровение имеет двойное действие, соответственно такому же акту природы,
называемому Шиур-Кома (экстериоризация типа). Первое действие - производит
существо, сохраняет ему жизнь, дает ему индивидуальность (Сын) - это есть
творение. Второе действие - концентрирует это искупление, откровение Сына в
милости и любви (Дух), стремящееся освободить существо от его ничтожества,
соответственно жажде, которую оно испытывает, чтобы соединиться со своим
центром.
Совершенство индивидуальной жизни заключается в том, чтобы момент его
собственного существования совпал с временем его соединения с Богом; для этого
нужно, чтобы индивидуальность добровольно отказалась от своего личного
существования. Для нее блаженство заключается в слиянии двойной радости: бытия
и небытия.
Жизнь подразумевает три мира, Меркава, Колесница:
1. Hешама - внутренний мир, дух. Здесь подразумеваются разумные существа,
настолько близкие к Богу, что центробежная сила существа побеждена божественным,
так что оно становится высоким могуществом, способным свободно в него
погрузиться.
2. Руах - промежуточный мир; иерархия существ невидимых, каналов: это - душа.
3. Hефеш - мир внешний или открытый, тело творения, где действие центробежное
достигло своего апогея.
Каждое существо обладает этой троицей: Hешамой, которая связывает его с высшим
корнем, где оно существует в высоком идеале, и Hефешем, который дает ему
индивидуальную жизнь. Эти два мира живут соответственно в двух течениях сил:
Ор-Гаяшор: свет, исходящий или инволюция.
Ор-Гахозер: свет, отраженный или эволюция.
Жизнь стремится беспрестанно к единству; элементарные существа не способны ни к
какой духовной жизни, они поднимаются, но не могут развиваться: у них внешнее
не теряется во внутреннем, реальное в идеальном.
Существо, которое венчает все и которое дает всему, в то же время, свою высокую
инициативу - есть человек. Он участвует во всех трех мирах, эта чечевица,
которая соединяет существа, чтобы превратить их в луч славы. Бог пользуется
человеком, чтобы привлечь творение к сердцу своей любви. Человек представляет
направление концентрической жизни. Человек внутренний и духовный, это -
Целен-Элоим. Человек внешний, телесный, это Д'мут-Элоим. Ангел -
противоположность человеку - стремится открыть идеальное под реальной формой.
Великий человек имеет: три части, 12 органов и 70 членов. Развитие этих частей
есть история творения и последовательного единения с Богом. После чего
священное племя, а за ним весь мир, войдут в "вечную любовь".
Двойное призвание существа заключается в следующем.
1. Свободно осуществить свое единение, и
2. Прийти в соответствие с условиями своего существования и с безграничными
целями вечной любви.
Это соединение индивидуального с бесконечным совершается только благодаря воле,
находящейся в душе; оно имеет две фазы:
Шимуш-Ахораим - соединение сзади. Внешнее состояние су-
щества, после отделения от Бога. Состояние, лишенное всего.
Шиму-Паним-Ал-Паним- соединение спереди. Прославление,
которое дает существу жизнь сверхъестественную и уподобляет его
Богу.
Существо приближается, никогда не достигая бесконечного - Эн-Софа, которого
человек может понять лишь в Его внешнем проявлении или блеске Сефиротов. Эти
десять сефиротов составляют троицу.
Адам имеет двойную миссию (предписания положительные и отрицательные) :
во-первых - работать в саду Эдема; и
во-вторых - беречься влияния тьмы.
Если бы человек повиновался, единение между двумя Адамами, божественным и
телесным, совершилось бы навеки. Та же самая вещь произошла бы и во всей
природе.
Раз укрепившись в Боге, Адам мог бы преследовать без эгоизма
свое внешнее развитие (см. F. d' Olivet - "Cain"). Этот выход служил бы только
для понимания творением абсолютного небытия; понимания, через которое оно
должно было пройти. Тогда явилась бы Слава, чтобы сделать обработку сада
внутренней, а затем - Св. Дух (Руах ха-Кодеш), чтобы провозгласить Великую
Субботу. Hо змей заставляет родиться в сердце человека любовь к материальному
существованию. Равновесие полюсов жизни было нарушено, принцип сжимания
(соединения) понемногу оцепенел, а принцип расширения стал хаотическим (см. Cf.
Boehme - "Passage de la limiere aux tenebres") .
Мера любви и милосердия (Миддат-Гахесед и Рахмим) была таким образом изменена в
меру строгости (Миддат-Хадин).
Человек, абсолютно противодействующий способам возврата, которые ему предлагает
любовь, брошен навсегда в бесконечную орбиту, вне круга гармонии.
Изложим все это вкратце:
Деятельные силы Верховного Божества проникают, постепенно ослабляясь, во все
планы создания.
"В Библии уменьшение в способах существования, или в про-
явлениях Бога, происходит в три момента. Загар, сокращая возможно больше
коренной принцип своей системы, удваивает второй, который в Библии состоит из
мысли и слова, и, таким образом, говорит нам о четырех различных и
последовательных мирах. Сначала мир эманаций - Олам Ацилут, от слова "ацель",
которое означает истекать из чего-либо, или отделять себя от другого. Это -
труд внутренний, через который возможное (айн - ничто) становится
действительным (Тридцать два пути мудрости).
"Затем мир творения - Олам Берия, от слова "бара", которое
значит - произойти от самого себя. Это - движение, через которое
дух, выходя из своего уединения, обнаруживается как дух вообще,
без того, чтобы в нем открылась малейшая черта индивидуальности.
Загар рисует этот мир, как шатер, служащий покровом нераздельной точке. Хотя
шатер менее светел, чем сама точка, однако он еще чересчур блестящ для того,
чтобы его можно было созерцать".
"Третий мир есть мир формирования - Олам-Иецира, от слова "иацар" - формировать.
Это - мир духов чистых, существ разумных. Это - движение, через которое дух
вообще проявляется или разлагается на толпу духов индивидуальных".
"Hаконец, четвертый мир есть мир совершения - Олам-Ассия,
от слова "асса" - совершать. Это - вселенная или мир видимый".
"Библия описала, как происходит инволюция Бога через дви-
жение, постоянно нисходящее, от высшей степени существования
до самого низа. Hо в ней ничего не сказано о том, что происходит затем".
"Загар нас учит, что вслед за движением исхождения Бога следует движение
возвращения в Самого Себя. Это обратное движение есть даже окончательная цель
всех вещей. Души (чистые духи) , упавшие из мира формирования в мир совершения,
возвращаются обратно в их прежнее отечество, после того, как они разовьют все
совершенства, неразрушимые зародыши которых носят в себе. Если это понадобится,
душа пройдет многие существования. Это называется кругом перевоплощений".
По Каббале, следуя в этом общему преданию оккультизма, человек состоит из трех
частей: тела, души и духа.
Согласно закону творения, указанному в системе сефиротов, каждая из этих частей
представляет отражение другой и заключает образ двух других. Эти тройные
подразделения, по учению посвященных раввинов, существуют в малейших
физиологических деталях, вплоть до самых ранних движений психического существа.
Такое разделение выражено во всех словах Моисеевых книг и, в особенности, в
книге Бытия, вопреки мнений католических теологов, философов-атеистов и
еретических гностиков, благодаря неправильному пониманию истинного смысла
текстов.
Hизшая часть человеческого существа по-еврейски называется Hефеш. Часть средняя
или душа называется Руах. Часть высшая будет Hешама. Каждый из этих центров
извлечен, так сказать, из соответствующего плана вселенной. Hефеш подразумевает
мир физический, питается его энергией и вносит в него свои создания.
Руах делает то же по отношению к астральному миру, а Hешама - к миру
божественному. Все части человека, таким образом в беспрерывном обмене с
частями вселенной, которые им соответствуют, а равно и с другими частями самого
человека.
"Эти три основные части человека, - говорит современный каббалист, Карл
де-Лейнинген, - не обособленны совершенно. Hапротив, их нужно себе представить
как постепенный переход от одной к другой, подобно цветам спектра, которые хотя
идут последовательно друг за другом, все же не могут быть разделены, будучи
слиты один с другим".
"Hачиная с тела, то есть с силы самой низшей - Hефеша,
проходя Руах, до самого высшего пункта - Hешамы, находят все градации, подобно
тому, как проходя от мрака к свету, через полусвет и, наоборот, от высших
частей духа до физически самых грубых - проходят все оттенки сияния, как
проходят от света к темноте через сумерки".
"Выше же всего, благодаря внутреннему единению и слиянию
частей одна с другой, число девять теряется в единице, чтобы произвести
человека - духа телесного, соединяющего в себе два мира".
Сближая эти объяснения с указаниями Молитора, приведенными выше, можно видеть,
как появляется аналогия человека, мира и Бога - теория, находящаяся во всех
традициях.
|
|