|
четверным, то есть не солнечным, а лунным, в некотором роде более
политеистическим. Отсюда знаменитое персидское слово "парадис", написанное без
гласных: п. р. д. с, ключ раввинского объяснения, значительно различающийся от
ключей, явно переданных Моисеем и Иисусом Hавином.
Эти четыре степени объяснения так характеризуются Молитором: "Самая простая -
Пашут дает смысл буквенный; вторая - называется Ремез, это - простая аллегория;
третья - Дераш, есть высший символизм, сообщаемый под печатью тайны; наконец,
четвертая - Сод, секрет, тайна, аналогия, не сообщается, но воспринимается
непосредственным откровением".
Теоретическая Каббала содержит:
1 ) Предание патриархальное о святой тайне Бога и божественных лиц,
2) О сотворении духовного мира и об ангелах,
3) О происхождении хаоса, материи, об обновлении мира в шесть дней творения,
4) О создании человека видимого, его падении и божественных путях, ведущих к
его возрождению.
Дело Творения называется Маасе Берешит.
Hебесная Колесница называется Маасе Меркава.
Сущность всякого создания основывается на трех силах: сила средняя, есть
принцип жизни существ, - который поддерживает ее в ее тождестве; существо
остается таковым только в силу принципа действительного, обнаруживающего в
стремлении к индивидуализации, чтобы с этого момента действовать уже во вне.
Это действие совершенно отлично от ложного действия, которое отделило создание
от божественного Единства. Акт, по которому происходит существо, по своей
примитивной сущности только слепой инстинкт природы.
Это отдаление существа есть действие постоянной беспрерывности и возрастает,
пока не достигнет своего поворотного пункта, а с этого времени всякое существо
стремится к принципу, от которого происходит.
Откровение имеет двойное действие, соответственно такому же акту природы,
называемому Шиур-Кома (экстериоризация типа). Первое действие - производит
существо, сохраняет ему жизнь, дает ему индивидуальность (Сын) - это есть
творение. Второе действие - концентрирует это искупление, откровение Сына в
милости и любви (Дух), стремящееся освободить существо от его ничтожества,
соответственно жажде, которую оно испытывает, чтобы соединиться со своим
центром.
Совершенство индивидуальной жизни заключается в том, чтобы момент его
собственного существования совпал с временем его соединения с Богом; для этого
нужно, чтобы индивидуальность добровольно отказалась от своего личного
существования. Для нее блаженство заключается в слиянии двойной радости: бытия
и небытия.
Жизнь подразумевает три мира, Меркава, Колесница:
1. Hешама - внутренний мир, дух. Здесь подразумеваются разумные существа,
настолько близкие к Богу, что центробежная сила существа побеждена божественным,
так что оно становится высоким могуществом, способным свободно в него
погрузиться.
2. Руах - промежуточный мир; иерархия существ невидимых, каналов: это - душа.
3. Hефеш - мир внешний или открытый, тело творения, где действие центробежное
достигло своего апогея.
Каждое существо обладает этой троицей: Hешамой, которая связывает его с высшим
корнем, где оно существует в высоком идеале, и Hефешем, который дает ему
индивидуальную жизнь. Эти два мира живут соответственно в двух течениях сил:
Ор-Гаяшор: свет, исходящий или инволюция.
Ор-Гахозер: свет, отраженный или эволюция.
Жизнь стремится беспрестанно к единству; элементарные существа не способны ни к
какой духовной жизни, они поднимаются, но не могут развиваться: у них внешнее
не теряется во внутреннем, реальное в идеальном.
Существо, которое венчает все и которое дает всему, в то же время, свою высокую
инициативу - есть человек. Он участвует во всех трех мирах, эта чечевица,
которая соединяет существа, чтобы превратить их в луч славы. Бог пользуется
человеком, чтобы привлечь творение к сердцу своей любви. Человек представляет
направление концентрической жизни. Человек внутренний и духовный, это -
Целен-Элоим. Человек внешний, телесный, это Д'мут-Элоим. Ангел -
противоположность человеку - стремится открыть идеальное под реальной формой.
Великий человек имеет: три части, 12 органов и 70 членов. Развитие этих частей
есть история творения и последовательного единения с Богом. После чего
священное племя, а за ним весь мир, войдут в "вечную любовь".
Двойное призвание существа заключается в следующем.
1. Свободно осуществить свое единение, и
2. Прийти в соответствие с условиями своего существования и с безграничными
целями вечной любви.
Это соединение индивидуального с бесконечным совершается только благодаря воле,
находящейся в душе; оно имеет две фазы:
Шимуш-Ахораим - соединение сзади. Внешнее состояние су-
щества, после отделения от Бога. Состояние, лишенное всего.
Шиму-Паним-Ал-Паним- соединение спереди. Прославление,
которое дает существу жизнь сверхъестественную и уподобляет его
Богу.
Существо приближается, никогда не достигая бесконечного - Эн-Софа, которого
человек может понять лишь в Его внешнем проявлении или блеске Сефиротов. Эти
десять сефиротов составляют троицу.
Адам имеет двойную миссию (предписания положительные и отрицательные) :
|
|