Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Иудаизм и Каббала :: Иудаистские праздники, комментарий
<<-[Весь Текст]
Страница: из 470
 <<-
 
неспокоен, так как он опасался, что осуществится пророчество Иеремии. Всем
было известно пророчество Иеремии о том, что изгнание евреев будет длиться
семьдесят лет, но не было ясно, от какого момента следует отсчитывать срок:
от потери евреями государственной самостоятельности, от пленения царя
Иехонии или от разрушения Храма. Кроме того, было непонятно, как
отсчитывать срок - солнечными или царскими годами (на Востоке был
распространен счет времени, при котором год перемены царя засчитывался в
количество лет и ушедшего и нового царствования). По подсчетам Ахашвероша,
эти семьдесят лет прошли как раз к третьему году его царствования. Убедив
себя в этом, он с легким сердцем наконец-то по-настоящему "воссел на
престол". Пока же оставалась, по его мнению, возможность восстановления
самостоятельности евреев, Ахашверош не мог ощущать себя полноправным царем.
(Подробнее см. выше, в разделе 1.3. "Семьдесят лет разрушения".)
Устроил он пир - таким образом, на третий год своего царствования Ахашверош
устроил пир, посвященный тому, что, как ему казалось, не сбылось
предсказание Иеремии и что евреи не вышли из плена. Евреи, как говорит нам
Мидраш, добровольно пришли на этот праздник, посвященный событию,
уничтожавшему весь смысл существования еврейства, и участвовали в
пиршестве, осквернявшем Храм.
4-7. Описание роскошества пира. Мидраш указывает на совпадение многих
деталей этого описания с описанием храмовой утвари.
5. Для всего народа, который нашелся в Шушане - указание на то, что
выдающиеся люди Израиля, услышав о пире, бежали из Шушана. Приход евреев на
пир переполнил чашу их вины евреев Богом. Опасная ситуация возникла не
мгновенно; участие в пире было лишь проявлением болезни, охватившей евреев
того поколения. Незадолго до того, евреи сделали вид, что поклонились
идолу, сделанному Навуходоносором. Талмуд рассказывает: Спросили ученики у
рабби Шимона Бар Иохая: "В чем была вина евреев того поколения, что они
были присуждены Небом к полному уничтожению?". Сказал он: "Попробуйте
ответить сами". Сказали ученики: "Наверное, потому, что приняли участие в
пире и радости злодея Ахашвероша?". Ответил он им: "Если так, то те, кто в
Шушане - должны быть присуждены к смерти, но те, кто во всем остальном
мире, - нет". Сказал РаШБИ: "Потому, что поклонялись идолу Навуходоносора".
Спросили ученики: "Но ведь это не было настоящим идолопоклонством, они
только делали вид, что поклонялись". Сказал им РаШБИ: "И Бог не произвел
над ними настоящей казни, но только создал видимость того". Что это
означает, что евреи поклонялись идолу Навуходоносора? Этот Мидраш можно
понять так: Навуходоносор приобрел огромную власть и хотел, чтобы все
народы поклонялись ему. При этом, возможно, и не было никакого
материального идола; Навуходоносору было достаточно, чтобы народы
поклонились его царству, признали абсолют его власти.
Евреи были в сложном положении. Изгнанные из своей страны, в ситуации
"сокрытия Б-жественного Лица" они потеряли правильное видение причин
происходящих событий. Все они (за немногими исключениями) "поклонились
идолу царства Навуходоносора", то есть согласились признать, что земные
царства и земные силы управляют историей, а не Б-жественное Провидение.
Решение царя Кира стало казаться им более важным, чем пророчества Исайи.
Это падение все более углублялось, пока не нашло своего крайнего выражения
в приходе Шушанских евреев на пир Ахашвероша.
7. И сосудах из сосудов разных - по простому смыслу это означает, что
посуда на пиру была настолько роскошной, что все сосуды были уникальными,
не было двух одинаковых. Но Мидраш считает, что это указание на то, что на
этом пиру использовались сосуды из Храма. По традиции эти слова
произносятся при чтении с несколько другой интонацией, чем весь Свиток, что
напоминает нам о том, что здесь имеется в виду нечто иное, чем то, что
написано.
5-8. Царь. Как уже говорилось выше, в Свитке Эстер нет имени Б-га или
прямого указания на Него, но в то же время эта книга рассказывает о
Провидении, о способе Б-жественного управления миром. То, что Имя нигде
прямо не названо, показывает, что Он не демонстрирует нам своего
непосредственно управления Творением. Традиция сообщает нам, что везде, где
сказано просто "царь", прямо имеется в виду Ахашверош, но косвенно
указывается на Царя Царей, Господина Вселенной. Однако часто такое
параллельное указание довольно сложно, и мы не будем в него углубляться.
(Напомним, что в иврите нет заглавных букв.) В данных трех стихах это
указывает на то, что пир был испытанием для евреев.
Без принуждения - евреи, оставшиеся в Шушане (см. комментарий к стиху 5),
пришли на пир без принуждения и даже, как рассказывает Талмуд, ели кошерную
еду и пили кошерное вино, то есть пытались, как им казалось, соблюсти
закон.
9. Также Вашти - Вашти устроила подобный пир на женской половине дворца.
10-12. Мидраш рассказывает нам подробности из жизни Вашти: Внучка
Навуходоносора, разрушившего Первый Храм, была настроена резко
антиеврейски. У нее были рабыни-еврейки, которых она, специально издеваясь,
заставляла без одежды работать в Субботу. (Субботняя одежда  - знак
уважения к Субботе, заставлять работать без одежды - проявление не просто
насилия, но презрения.) И за это она была наказана Царем Мира (именно Он, а
не царь Ахашверош, является действующим лицом в данной ситуации) по
принципу "мера за меру". В стихе 10 говорится: "в день седьмой" - то есть в
Субботу - ее позвали на посмешище "в венце царском": не сказано "в одеянии
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 470
 <<-