|
царском", что естественно включало бы в себя и венец, но именно "в венце",
то есть ей было повелено явиться в короне, но без одежды.
12. Но отказалась царица Вашти. Мидраш говорит, что она отказалась
показаться обнаженной перед толпой чужих людей не по стыдливости, а потому,
что в этот день на нее была послана проказа, и она боялась предстать перед
Ахашверошем, в таком виде, так как он мог бы возненавидеть ее.
15. По закону, то есть "как следует", "в полную силу".
16-19. Мемухан ("специалист"). В Мидраше говорится, что Мемухан - это
Аман, здесь иносказательно названный "специалистом" - то есть "специалистом
по несчастьям". Аман сам пытался соблазнить Вашти, но она отвергла его, и
поэтому он говорит: "не пред царем одним виновата Вашти". Вашти не
пригласила на пир жену Амана, и та стала пренебрегать им, поэтому он
говорит: "Дойдет у всех жен до пренебрежения своими мужьями". Аман хотел
выдать за Ахашвероша свою дочь, и поэтому он говорит: "Царское достоинство
ее царь передаст другой, которая лучше нее".
Мемухан - выскочка; в тексте он упомянут последним, так как, видимо, был
наименее значительным из семерых, а говорить стал первым.
19. Чтоб не приходила, имеется в виду, что Вашти нужно казнить; и это
должно было быть предостережением всякой женщине, которая будет
пренебрегать словами своего мужа.
22. Указ, который издал царь по совету Амана, - в сущности, очень глупый.
Разве можно постановить, "чтобы всякий муж был господином в доме своем"? С
одной стороны, это демонстрирует глупость Ахашвероша. Аман же был не так
глуп - возможно, он нарочно подговорил Ахашвероша издать глупый указ, чтобы
подготовить народ к тому, что указы царя могут быть весьма неожиданными, и
чтобы его подданные не сомневались, когда прочтут указ об уничтожении
евреев.
Глава 2
1. После этих событий - через три года, на шестой год царствования
Ахашвероша. Эти слова всегда открывают рассказ о тяжелом испытании; см.
начало рассказа о жертвоприношении Ицхака (Берешит 22:1).
Вспомнил он о Вашти - вспомнил ее красоту и опечалился.
5-6. Один Иудей - буквально сказано "человек иудей". "Человек" всегда
означает значительного, важного человека. Ср. о Моисее "...Человек
Моисей..." (Исход 32:23).
Мордехай - это имя из арамейского перевода Торы (созвучно словам Исход
30:22): Мирра дахья - "текущая мирра". Как мирра - первое из благовоний,
так и Мордехай - первый среди евреев Шушана и один из первых во всем своем
поколении. В Свитке он назван "иудеем", ибо, хотя он происходил не из
колена Иеhуды, но был близко связан с Иехонией, царем Иудеи. Мордехай
происходил из дома царя Шаула, он был весьма образован, знал семьдесят
языков и играл важную роль в Сангедрине (Верховном Еврейском Суде).
6. Мордехай, скорее всего, еще не родился, когда был изгнан Иехония. Изгнан
из Иудеи был его отец. Тем не менее, Свиток говорит о нем так, как будто он
сам был изгнан, чтобы показать, что он всегда ощущал себя изгнанником и
тосковал по Иудее. В этом недлинном стихе четыре раза встречается слово
"изгнан" и его производные! Это показывает нам, что для Мордехая изгнание
было его постоянной мыслью и болью.
7. Хадасса - это имя означает "мирт" - растение, всегда ассоциирующееся с
праведностью. Мирт имеет сладкий запах (для Мордехая), но горький вкус (для
Амана). Второе имя, "Эстер", означает "спрятанное", "связанное с сокрытием"
(см. выше - "Место Пурима в еврейской истории"). Так же, как и Мордехай,
Эстер происходила из колена Биньямина, из рода царя Шауля. Почему именно
Вениамитяне удостоились быть спасителями евреев? Традиция указывает, что
Биньямин не участвовал в продаже Иосифа. На судьбах потомков других сыновей
Яакова тяготело это преступление, но потомки Биньямина были чисты. В этом
колене сконцентрировался источник духовного света для евреев; в частности,
в пределах его владений находился Храм.
Почему спасителями евреев оказались люди из дома царя Шауля? Им была
представлена возможность исправить поступок Шауля, который оставил в живых
Агага, царя Амалекитян (см. выше в разделе "Место Пурима в еврейской
истории").
И был он воспитателем Хадассы - такой важный и занятый делами человек, как
Мордехай, член Сангедрина, не пренебрегал своими семейными обязанностями и
сам воспитывал свою двоюродную сестру.
8. Девицы - в стихах 2 и 3, говорящих об указе царя, использован термин
наара бетула - "молодая дева"; в этом же стихе, говорящем о выполнении
этого указа, сказано: "собраны были многие наарот (молодые)", но не сказано
"девы". Иначе говоря, слуги Ахашвероша переусердствовали и брали даже
замужних женщин.
Была взята Эстер - т.е. взята насильно, у нее не было никакого стремления к
власти.
9. Семь девиц - Эстер специально попросила семь служанок, чтобы занять
каждую только на один определенный день недели, с тем, чтобы служанки не
могли сравнить субботнее поведение Эстер с будничным и догадаться, что она
еврейка.
10-11. Не рассказывала - хотя Эстер была из царского рода Шауля, она
говорила всем, что происходит из незначительного рода, в надежде, что она
будет признана недостойной.
|
|