Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Иудаизм и Каббала :: Иудаистские праздники, комментарий
<<-[Весь Текст]
Страница: из 470
 <<-
 
И так распространилось это по всему миру, чтобы служить идолам и различным
изображениям, приносить им жертвы и поклоняться им. И по прошествии дней
забылся Всевышний, Великий и Почитаемый, забылся из уст всех живущих и из
их сознания, и мысли о Нем не было у всего народа, и женщин, и детей; они
не знали ничего, кроме этих изображений из дерева или камня и храмов из
камней, поскольку они с детства воспитывались в поклонении им, чтобы
служить им и клясться их именем. И также мудрецы их, и священники их, и
подобные им  - они тоже считали, что нет никакого бога, кроме этой звезды
или планеты, которой они сделали изображение, и не было ни одного человека,
который признавал бы Всевышнего. [Т.е. не было уже никого (кроме отдельных
людей, как, например, Ханох, Метушелах, Ноах, Шем и Эвер), кто помнил бы,
что это служение звездам и различным силам является лишь служением
посреднику.] И по этому пути мир продолжал идти, пока не родился столп мира
Авраам, отец наш" (конец слов Рамбама).
       Таким образом, источник идолопоклонства - не в желании служить
какой-то звезде или идолу, а в желании служить Всевышнему через какого-то
посредника.
       Рамбам включил этот, казалось бы, чисто исторический рассказ, в свою
книгу "Мишне Тора", которая целиком посвящена из-ложению законов. Почему?
Попробуем ответить на этот вопрос.
       Тора требует уничтожать идолопоклонство. И сейчас эта заповедь
распространяется на евреев, живущих в Земле Израиля. Даже если другие
народы (неевреи) гоклоняются идолам в Земле Израиля, Тора предписывает не
мириться с этим, уничтожить идолопоклонство. То же самое мы видим в истории
с Золотым тельцом: Моисей помогал контакту евреев с Богом, и те несколько
часов, которые оставались до возвращения Моисея, евреи не смогли выдержать.
Они сделали себе тельца не для того, чтобы поклоняться ему самому, но для
того, чтобы он служил посредником между ними и Богом. Они и одного дня не
могли оставаться без связи с Богом. Они хотели служить Богу; пусть они
сделали ошибку, но намерения у них, казалось бы, были самые лучшие. Почему
же этот грех так велик? "В день взыскания взыщу с них за грех их" (Исход
32:34), - сказано в конце истории о тельце, - т.е. наказание этому
поколению, предназначавшемуся к уничто- жению, Бог разделил на все
последующие поколения, распределил между всеми евреями!
       Перед уходом Моисея на гору Синай евреи получили Десять Заповедей, и
первые две - непосредственно от Бога. Следовательно, у них не могло быть ни
малейшего сомнения в том, что им запрещено делать идола или какое-либо
изображение. Однако евреи решили: "Мы знаем лучше, чем Всевышний. В то
время, когда заповедь давалась, т.е. когда Моисей был с нами, никакого
посредника не требовалось, и заповедь Бога была очень правильной и нужной;
но сейчас ситуация другая: Моисея нет, а в его отсутствие нам необходим
посредник".
       Эта схема: "Мы знаем лучше, чем Бог" - служит основой очень многих
грехов. Особенно непростителен подобный грех для поколения, которое
сказало: "Будем делать и поймем" (наасе ве-нишма). Ведь этими словами евреи
как раз выразили признание того, что Всевышний лучше, чем сам человек,
знает, как тому надо поступать. И сегодня большинство наших грехов исходит
из нашей самонадеянности. Часто бывает так: человек знает, что в Торе, или
у Рамбама, или в "Шулхан Арух" написано так-то, но считает, что его
понимание выше, чем воля Всевышнего, и поступает в соответствии с этим
своим пониманием. Это все тот же грех тельца. Поэтому сказано, что за грех
тельца с евреев взыскивается во всех поколениях.
       Как учит нас Мидраш, после того, как евреи сказали: "Наасе
ве-нишма", пришли ангелы и надели каждому из них по две короны: одну за
наасе, другую за нишма; когда же евреи сделали тельца, ангелы отняли у них
короны. Этот Мидраш показывает несовместимость слов наасе ве-нишма с
преступлением тельца.
       Немало проступков такого рода существует и сегодня. К ним относятся
реформизм любого толка и попытки изменить закон, поскольку сейчас условия,
якобы, не похожи на те, при которых была дана Тора. Например, сто лет назад
было обнаружено, что мясо свиньи, из-за содержащихся в нем червей, вызывает
определенную болезнь. Тогда стали "превозносить" Тору за то, что она уже
две тысячи лет назад запрещала есть мясо свиньи. Еще через несколько лет
нашли способ удаления червей, - тогда реформисты сказали: "Тора за две
тысячи лет до нас правильно установила, что нельзя есть свинину из-за
червей, но поскольку в наши дни появился способ удаления червей,
употребление свинины в пищу стало возможным".
       В Торе есть множество вещей, не вполне доступных человеческому
разуму даже после длительного изучения. Не исключено, что какие-то из них
мы поймем только в будущем мире. Но изучая Тору, мы видим в ней столько
добра, открываем такие глубины, которые укрепляют наше доверие Творцу:
пусть мы чего-то не понимаем, поступать мы должны в соответствии с
предписаниями Торы.
       Возвращаясь к поколению Золотого тельца, мы видим, что грех этого
поколения был весьма велик, хотя, как уже неоднократно подчеркивалось, идол
нужен был людям только как посредник между ними и Богом (вместо Моисея).
Они сказали: "Мы знаем лучше, чем Всевышний". Рамбам, однако, убеждает нас,
что именно с такого подхода началось идолопоклонство. Связывая свои надежды
с каким-то человеком - пусть это даже действительно избранник Бога, как
Моисей, - или предметом - даже самым святым, - человек должен быть очень
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 470
 <<-