|
осторожным. Может быть, потому Моисей и разбил таблички, спустившись с
горы, что увидел: в евреях еще слишком сильна тяга к идолопоклонству, и им
нельзя иметь предмет, на котором слова высечены "рукой Бога", - они могут
обожествить его. В дальнейшем история евреев явила много подобных примеров.
Например, в книге Шмуэля (I, 4) рассказывается о том, как евреи
взяли с собой на войну с филистимлянами Ковчег Завета - безусловно, самое
святое, что у них было. Евреи считали, что ковчег им поможет, и были за это
наказаны, причем не только поражением в войне, но и тем, что сам ковчег
захватили в плен враги. Вновь убедились евреи, что уповать можно только на
Господа, но никак не на предмет, пусть даже самый святой.
Сходным образом пророк Иеремия говорит, что люди его поколения (в
эпоху разрушения Первого Храма) без конца повторяли слова "Храм Господа"
(Иер. 7:4), полагая, что Храм спасет их, искупит любое их преступление. Так
было забыто значение Храма как пути служения Всевышнему, и Храм приобрел
значение посредника, промежуточного звена в отношениях между евреями и
Богом. И в этом был оттенок идолопоклонства.
Так всегда: стоит орудию для достижения какой-то цели приобрести
несоразмерную важность, занять в сознании людей центральное место, - цель
тотчас забывается. Поэтому и был разрушен Храм: Бог убрал этот соблазн
заблаговременно, прежде чем он мог послужить для евреев объектом
идолопоклонства.
Во избежание того же греха Тора немеренно подчеркивает, что
местонахождение могилы Моисея неизвестно (см. Второзаконие 34:6). Ведь
могли обожествить и ее.
Теперь мы можем ответить на вопрос, поставленный в начале: зачем в
своей галахической книге "Мишне Тора" Рамбам рассказывает о том, как
началось идолопоклонство? Дело в том, что эта история дает ключ к Галахе,
наставляя и сегодняшние поколения евреев на правильный путь. Ибо и мы не
застрахованы от повторения ошибки поколения Эноша: придать важному
непомерную важность, забыв, что оно - лишь средство приближения к
Всевышнему. Из подобной ошибки исходит все идолопоклонство, и это может
повторяться снова и снова каждый день.
4.3. Другие несчастья 17 Тамуза
Пробиты стены Иерусалима, и прекратилось ежедневное жертвоприношение
Традиция сохранила два мнения о том, что произошло 17 Тамуза при
разрушении Первого Храма. Согласно одному из них, стена Иерусалима была
пробита 9 Тамуза. В этот день враги ворвались в город, но они не смогли
войти в Храм, в котором коhены (священники) продолжали свое служение вплоть
до 7 Ава. Правда, начиная с 13 Тамуза коhенам стало не хватать овец для
ежедневного жертвоприношения, предписанного Торой. Евреи при- бегли к
подкупу вражеских солдат; спускали им по стене золото и серебро, а солдаты
передавали им овец. Так продолжалось до 17 Тамуза. После этого и вплоть до
9 Ава жертвы не приносились. Эта версия изложена во Второй книге Царей
(25:4). В период Второго Храма евреи постились 9 Тамуза.
По другой версии (Талмуд Иерушалми, трактат Таанит 84), при
разрушении Первого Храма стены Иерусалима были пробиты 17 Тамуза. Наличие
двух версий Талмуд объясняет тем, что из-за тяжелых несчастий, постигших
народ, евреи сбились со счета и события 17 Тамуза отождествились с днем 9
Тамуза; пророк же Иеремия не пожелал дату, расходившуюся с мнением народа,
записывать в книгу Царей.
Во время разрушения Второго Храма стены Иерусалима были пробиты 17
Тамуза. Ввиду этого рабби Иоханан бен Закай, руководитель Санhедрина того
времени, и Мудрецы его поколения решили перенести пост на 17 Тамуза и
считать этот день траурным в память обо всех упомянутых событиях.
Апустумус сжег Тору, и идол был установлен в Храме
Оба эти события упомянуты в Мишне, но никаких подробностей там не
приводится.
В Иерусалимском Талмуде (Таанит 84) говорится следующее: "Где
Апустумус сжег Тору? Рабби Аха сказал: на дорогах Лода. Мудрецы сказали: На
дорогах Тарлусы". Позднейшие Мудрецы разъясняют, что это случилось в дни
правления римского прокуратора Коменуса, за шестнадцать лет до великого
восстания против римлян. Иосиф Флавий пишет об этом периоде так: "После
этого несчастья (около 10.000 человек было убито на Храмовой горе),
возникли новые волнения из-за грабежа. На царской дороге, около
Бейт-Хорона, грабители напали на экипаж Стефануса, царского чиновника.
Коменус послал вооруженные силы в ближайшие деревни и велел арестовать их
жителей и привести их к нему. Они были виноваты в том, что не смогли
поймать грабителей. Один солдат схватил в одной из деревень Свиток Торы; он
разорвал его и сжег в огне. Со всех сторон собирались евреи, дрожа, как
если бы всю их землю подожгли. Они поспешили к Коменусу, требуя, чтобы
человек, так грубо святотатствовавший по отношению к их Богу и к их Торе,
не остался безнаказанным. Прокуратор понял, что гнев народа не успокоится
сам по себе, солдат был пойман и повешен. Тогда евреи разошлись по своим
городам".
Однако не все согласны в том, что здесь описано сожжение Торы
Апустумусом.
|
|