|
убивать. Поэтому люди из других колен не откликнулись на призыв Моисея.
Даже те из них, кто остался праведным, говорили: "Кого ты зовешь? Тех ли,
кто грешил, или тех, кто не протестовал, когда грешили другие? Все
потеряно; ни они, ни мы не достойны теперь того, чтобы построить Дом
Господень".
Никто из левитов не участвовал в идолопоклонстве еще и из-за
родственной близости к Моисею; они не хотели, чтобы кто-нибудь другой занял
его место. (Как мы помним желание, иметь замену Моисею и было основной
движущей силой при создании тельца.)
Традиция передает нам также, что на протяжении всего египетского
рабства колено Леви занимало особое положение. Левиты сумели не потерять
Тору в Египте даже после смерти сыновей Яакова, родоначальников колен; они
не прекращали изучение Торы и потому вообще не были порабощены. И по выходе
из Египта они с самого начала осознали, что идут заключать союз с Богом. В
пути левиты во всем слушались Моисея и остались дисциплинированной армией
даже во время кризиса. Вот почему, когда Моисей сказал: "Ко мне!", они
сразу откликнулись на его призыв.
32:27. И СКАЗАЛ ОН ИМ: ТАК ГОВОРИТ ГОСПОДЬ, БОГ ИЗРАИЛЯ: ВОЗЛОЖИТЕ КАЖДЫЙ
СВОЙ МЕЧ НА БЕДРО СВОЕ, И ПРОЙДИТЕ ТУДА И ОБРАТНО, ОТ ВОРОТ ДО ВОРОТ ПО
СТАНУ, И УБИВАЙТЕ КАЖДЫЙ [тех, кто должен быть убит за преступление с
тельцом, даже если вам придется убить] БРАТА СВОЕГО, ИЛИ БЛИЖНЕГО СВОЕГО,
ИЛИ РОДСТВЕННИКА СВОЕГО.
"Так говорит Господь". - Моисей ссылается на закон, полученный при
Даровании Торы на Синае, который все евреи приняли на себя вместе с
ответственностью за его невыполнение: идолопоклонство карается смертной
казнью.
"Брата своего" - имеется в виду брат по матери, который не из колена
Леви. Традиция разъясняет, что Моше с левитами судил идолопоклонников.
Поклонившихся идолу при свидетелях и после предупреждения, что за это
полагается смертная казнь, убили мечом. Преступившие закон при свидетелях,
но без предварительного предупреждения умерли от эпидемии (см. далее стих
35). Те же, чьи действия совершались без свидетелей и предупреждения они
также не получили, умерли от проверки водой ("сота").
32:28. И СДЕЛАЛИ СЫНЫ ЛЕВИ ПО СЛОВУ МОИСЕЯ, И ПАЛО ИЗ НАРОДА В ТОТ ДЕНЬ
ОКОЛО ТРЕХ ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК.
Мы видим, что большинство народа уцелело и осталось верным Богу.
Число погибших было относительно невелико: ведь из Египта вышло 600.000
взрослых мужчин. Таким образом, злостно поклонялся тельцу лишь небольшой
процент евреев. После Дарования Торы на Синае уже никакая сила не могла
лишить Израиль святости.
32:29. И СКАЗАЛ МОИСЕЙ: СЕГОДНЯ РУКИ ВАШИ ОСВЯТИЛИСЬ ГОСПОДУ ЗА ТО, ЧТО
КАЖДЫЙ СЫНА СВОЕГО И БРАТА СВОЕГО [поражал], ЧТОБЫ ДАТЬ ВАМ СЕГОДНЯ
БЛАГОСЛОВЕНИЕ.
До этих событий функция священников лежала на первенцах; но теперь,
после того, как колено Леви собралось к Моисею, чтобы очистить народ от
идолопоклонства, роль священников перешла к левитам.
Попытка Моисея исправить положение
32:30. И БЫЛО НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ, СКАЗАЛ МОИСЕЙ НАРОДУ: ВЫ СОГРЕШИЛИ
ПРЕСТУПЛЕНИЕМ ВЕЛИКИМ, А ТЕПЕРЬ ВЗОЙДУ Я К ГОСПОДУ, МОЖЕТ БЫТЬ, ИСКУПЛЮ
ГРЕХ ВАШ.
По мнению Мудрецов, Моисей этими своими словами стремился показать
народу, что гибель трех тысяч человек не может служить искуплением для всех
остальных. Кроме того, Мудрецы разъясняют нам, что иногда, желая наказать
евреев, Бог отнимает у них одного из праведников этого мира. Смерть
праведника искупает преступления большой группы людей. И Моисей был готов
своей смертью искупить грех поклонения тельцу.
32:31-32. И ВОЗВРАТИЛСЯ МОИСЕЙ К ГОСПОДУ, И СКАЗАЛ: О, СОВЕРШИЛ НАРОД ЭТОТ
ГРЕХ ВЕЛИКИЙ, СДЕЛАЛИ ОНИ СЕБЕ БОЖЕСТВА ЗОЛОТЫЕ. НО ТЕПЕРЬ, МОЖЕТ БЫТЬ,
ПРОСТИШЬ ТЫ ГРЕХ ИХ; ЕСЛИ ЖЕ НЕТ, ТО СОТРИ, ПРОШУ, МЕНЯ И КНИГИ ТВОЕЙ,
КОТОРУЮ ТЫ ПИСАЛ.
Моисей призывает Бога простить народ. Если же это невозможно, лучше
он, Моисей, погибнет в качестве искупительной жертвы за народ, а народ
останется.
Комментаторы указывают, что слова "из книги Твоей" можно понимать в
нескольких смыслах. Это может быть "книга жизни", т.е. та книга, куда в
Рош-hа-Шана Бог записывает судьбы людей на следующий год. Тогда слова
Моисея означают: "Если Ты не хочешь простить народ просто так, то пусть я
умру, а народ останется". По другому объяснению, это "книга Торы", и мысль
Моисея такова: "Если Ты не можешь простить по моей просьбе народ, то я не
|
|