Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Иудаизм и Каббала :: Иудаистские праздники, комментарий
<<-[Весь Текст]
Страница: из 470
 <<-
 
по-настоящему; поведение евреев свидетельствовало лишь о том, что они
хранят верность Всевышнему неполностью.

 32:20. И ВЗЯЛ ОН ТЕЛЬЦА, КОТОРОГО ОНИ СДЕЛАЛИ, И СЖЕГ ЕГО В ОГНЕ, И СТЕР В
ПРАХ, И РАССЫПАЛ ПО ВОДЕ, И ДАЛ ЕЕ ПИТЬ СЫНАМ ИЗРАИЛЕВЫМ.

       Последняя акция Моисея напоминает проверку по закону Соты,
действовавшему во времена Храма. Если муж подозревал жену в измене, имея
для этого серьезные основания, но не имея достаточных свидетельств, жена
подвергалась специальной проверке. Ей давали выпить воду, содержавшую
истертый кусочек свитка Торы. Если жена была виновна, она умирала от этой
воды, если же нет - оставалась жить. Моисей, подозревавший в преступлении
всех евреев, всех их и напоил этой водой.

 32:21. И СКАЗАЛ МОИСЕЙ ААРОНУ: ЧТО СДЕЛАЛ ТЕБЕ НАРОД ЭТОТ, ЧТО ТЫ НАВЕЛ НА
НЕГО ГРЕХ ВЕЛИКИЙ?

       По разъяснению Мудрецов, слова "что сделал тебе" являются не
риторическим, а действительным вопросом. Моисей хочет выяснить, сколько и
какие испытания смог перенести Аарон, прежде чем его принудили к этому
греху. Т.е. Моисей задает свой вопрос не потому, что сомневается в Аароне,
а потому, что ему важно установить степень виновности народа.

 32:22-24. И СКАЗАЛ ААРОН: О, ПУСТЬ НЕ РАЗГОРАЕТСЯ ГНЕВ ГОСПОДИНА МОЕГО,
ВЕДЬ ТЫ ЗНАЕШЬ, НАРОД ЭТОТ СКЛОНЕН ПОСТУПАТЬ ПЛОХО (дословно "во зле он").
И СКАЗАЛИ ОНИ МНЕ: "СДЕЛАЙ НАМ БОЖЕСТВА, КОТОРЫЕ ПОЙДУТ ПЕРЕД НАМИ; ПОТОМУ
ЧТО ЭТОТ ЧЕЛОВЕК, МОИСЕЙ, КОТОРЫЙ ВЫВЕЛ НАС ИЗ ЗЕМЛИ ЕГИПЕТСКОЙ, - НЕ
ЗНАЕМ, ЧТО С НИМ". И СКАЗАЛ Я ИМ: У КОГО ЕСТЬ ЗОЛОТО, СНИМИТЕ С СЕБЯ. И ОНИ
ДАЛИ ЕГО МНЕ, И БРОСИЛ Я ЕГО В ОГОНЬ, И ВЫШЕЛ ТЕЛЕЦ ЭТОТ.

       Существует два варианта истолкования слов 22-го стиха: "во зле он".
Первый вариант: "он склонен поступать плохо", т.е. то, что сделали евреи,
соответствует их естественной склоности. Т.е. их поступки не злонамеренны,
а, так сказать, органичны.
       Второй вариант: они "находятся среди зла", среди плохого. Бааль
hа-Турим указывает, что слово бера ("во зле") связано с эрев рав (в пер.
смысле "множество народа") - неевреями, которые вместе с евреями вышли из
Египта, и именно эти люди согрешили первыми, введя Израиль в соблазн. Таким
образом, желая максимально смягчить ситуацию, Аарон говорит Моисею: "пусть
не возгорается [слишком] гнев господина моего". Аарон объясняет также, что
сам он не намеревался делать тельца, а только бросил золото в огонь.

 32:25. И УВИДЕЛ МОИСЕЙ НАРОД, ЧТО ОН РАЗВРАЩЕН, ЧТО РАЗВРАТИЛ ЕГО ААРОН НА
ПОСРАМЛЕНИЕ ПЕРЕД ВРАГАМИ ИХ.

       Раши указывает, что слово "развратил" следует понимать здесь как
"обнажил", т.е. Аарон лишь раскрыл развращенность, содержавшуюся в евреях.
       Как же могли эти люди, которым дано было Божественное видение,
которые слышали слова Бога, вдруг стать идолопоклонниками? Как случилось,
что весь народ, кроме колена Леви, без разногласий и споров, пал жертвой
идолопоклонства? Где были праведники Израиля: Калев, Бецалель и другие?
Неужели они тоже поддались греху?
       Попробуем объяснить этот феномен так. Израиль был разделен на
различные группы. Когда евреи пришли к Аарону и сказали: "Сделай нам
божества", большинство не имело в виду идола. Они не знали, что сделает
Аарон, но готовы были отдать все, что у них было, чтобы появилась какая-то
сила, способная повести их вместо Моисея. Когда колдовством закоренелых
идолопоклонников был сделан телец, мнения разделились. Те, что раньше были
страстными идолопоклонниками, вернулись к старым привычкам. Проснулась
старая склонность и во многих других, кому на время удалось ее подавить.
Третьи остались верны Богу. Наконец, четвертые, сбитые происходящим с толку
и считая ситуацию безнадежной, смеялись и над служившими тельцу, и над
сохранившими верность Господу. Но и последние, увидев, как осквернились их
братья, полностью отчаялись.
       Бог же сказал Моисею, что в идолопоклонство впал весь Израиль.
Потому что даже те, кто от всего сердца хотели остаться верными Богу, - и
они восприняли идолов как некую реальность, иначе они бы не потеряли
надежду. Разве идолопоклонство обладает такой силой, что может навечно
лишить Святой Народ его святости? Они не должны были отчаиваться. Они
должны были знать, что Моисей придет, что согрешившие будут наказаны, а
сохранившие верность продолжат выполнять свое предназначение.

 32:26. И ВСТАЛ МОИСЕЙ В ВОРОТАХ СТАНА И СКАЗАЛ: КТО ЗА ГОСПОДА - КО МНЕ! И
СОБРАЛИСЬ К НЕМУ ВСЕ СЫНЫ ЛЕВИ.

       Смысл слов "кто за Господа - ко мне": не "кто остался верен
Господу", а "кто может воевать за Господа". Все колено Леви собралось к
Моисею, т.к. из левитов никто не участвовал в идолопоклонстве. Люди других
колен, также не принимавшие в нем участия, не пришли к Моисею: ведь среди
идолопоклонников могли оказаться их родители или дети, которых пришлось бы
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 470
 <<-