Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Иудаизм и Каббала :: Иудаистские праздники, комментарий
<<-[Весь Текст]
Страница: из 470
 <<-
 
образом, они пытались служить Всевышнему наиболее простым и приемлемым для
них путем. Конечно, это был запрещенный путь, и евреи совершили
преступление, но оно проистекало не из злонамеренности, а, скорее, из
растерянности и желания на свой лад послужить Всевышнему.
       Согласно второму аргументу (стих 12), уничтожение Богом евреев
приведет к профанации Божественного Имени среди народов мира. Египтяне не
поймут, как поклонение тельцу могло повлечь за собой уничтожение народа:
ведь евреи и в Египте занимались идолопоклонством, и если бы Бог не вывел
их из Египта, они бы до сих пор делали там идолов и служили им. Таким
образом, характер преступления евреев останется неясным для египтян, и они
решат, что Бог специально вывел евреев из земли Египетской, для того чтобы
их умертвить, т.е. со злыми намерениями; это и будет профанация
Божественного Имени. Все наказания, которые Бог обрушивает на людей, нужны
для приближения людей к Богу. Полное же уничтожение народа не может
приблизить, а только отдаляет мир от Бога. Поэтому Моисей и говорит в этом
стихе, что наказание евреям должно быть изменено.
       Своим третьим аргументом (стих 13) Моисей напоминает Всевышнему, что
через Авраама, Ицхака и Яакова построил Он еврейский народ и что это
построение является уникальным. Если сейчас этот народ будет уничтожен, не
останется силы в мире, которая сможет ему помочь приблизиться к Богу.
       Кроме того, указывает Моисей, если еврейский народ не может быть
спасен, несмотря на заслуги Праотцев, то лишаются смысла слова Бога:
"сделаю тебя народом великим". Как сказали Мудрецы: "Если стул на трех
ножках не может устоять, то как ему устоять на одной?" (т.е. если Израиль
не может опереться на заслуги Авраама, Ицхака и Яакова, то в силах ли
поддержать его один Моисей?). Поскольку, как подчеркивает Моисей, Бог
поклялся Праотцам Собою, т.е. непреходящим, то никакие действия евреев не
должны повлечь за собой их уничтожение, - только страдания, соответствующие
преступлению.

 32:14. И ОТКАЗАЛСЯ ГОСПОДЬ ОТ ЗЛА, О КОТОРОМ ГОВОРИЛ, ЧТО СДЕЛАЕТ ЕГО
НАРОДУ СВОЕМУ.


Наказание
 32:15-17. И ПОВЕРНУЛСЯ, И СПУСТИЛСЯ МОИСЕЙ С ГОРЫ, И ДВЕ СКРИЖАЛИ
СВИДЕТЕЛЬСТВА В РУКЕ ЕГО, СКРИЖАЛИ, НА КОТОРЫХ НАПИСАНО С ОБЕИХ СТОРОН, И С
ТОЙ, И С ДРУГОЙ БЫЛО НА НИХ НАПИСАНО. А СКРИЖАЛИ - ДЕЛО БОЖЬЕ ОНИ, И
ПИСЬМЕНА  - ПИСЬМЕНА БОЖЬИ ОНИ, НАЧЕРТАННЫЕ НА СКРИЖАЛЯХ. И УСЛЫШАЛ ИЕhОШУА
ГОЛОС НАРОДА ШУМЯЩЕГО И СКАЗАЛ МОИСЕЮ: ГОЛОС БИТВЫ В СТАНЕ.

       Иеhошуа бин-Нун (в русской транскрипции "Иисус Навин") - ближайший
ученик и слуга Моисея; под его руководством, после смерти Моисея, евреи
завоевали Землю Израиля. Он был единственным, кто находился вне стана все
те сорок дней, когда Моисей учил Тору на горе Синай; Иеhошуа ожидал Моисея
у подножия горы.

 32:18-19. НО ТОТ СКАЗАЛ: ЭТО НЕ ГОЛОС, ВОЗВЕЩА-ЮЩИЙ ПОБЕДУ, И НЕ ГОЛОС,
ВОЗВЕЩАЮЩИЙ ПОРАЖЕНИЕ, ГОЛОС ЛИКОВАНИЯ СЛЫШУ Я. И БЫЛО, КОГДА ОН
ПРИБЛИЗИЛСЯ К СТАНУ, И УВИДЕЛ ТЕЛЬЦА И ПЛЯСКИ, ВОЗГОРЕЛСЯ ГНЕВ МОИСЕЯ, И
БРОСИЛ ОН ИЗ РУК СВОИХ СКРИЖАЛИ, И РАЗБИЛ ИХ ПОД ГОРОЮ.

       Возникает естественный вопрос: как мог осмелиться Моисей разбить
скрижали? Ведь если он счел, что евреи недостойны получить скрижали, ему
следовало бы возвратить их обратно на гору Синай. Более того, поскольку
Моисей еще на Синае знал, что евреи делали тельца, зачем он вообще взял
скрижали? Он мог бы оставить их там и не брать с собой!
       Мудрецы обращают наше внимание на то, что в стихе 15 написано: "и
две скрижали в его руке", а в стихе 19 - "бросил он из своих рук". Традиция
передает нам, что выражение "письмена Божьи" в описании скрижалей означает,
что буквы в этих письменах были как бы живыми. Поэтому хотя скрижали были
высечены из камня, они несли себя сами (подобно человеку, который
передвигается самостоятельно, пока он жив. Когда Моисей приблизился к
стану, буквы со скрижалей стали улетать, а сами они отяжелели, как тяжелеет
тело человека, когда он умирает. Скрижали стали такими тяжелыми, что Моисей
не смог удержать их даже двумя руками. В результате они упали и разбились.
Слово вайашлех (от основы шалах, что значит "бросил") можно понять здесь и
как "выпустил" (из своих рук).
       Прямой текст Торы, однако, говорит нам, что Моисей разбил скрижали.
Так написано потому, что у Моисея было такое желание; он хотел разбить
скрижали, но Бог сделал это за него. Моисей подумал: "Если я дам скрижали
евреям, то обреку их на смертную казнь, потому что в скрижалях сказано: да
не будет у тебя других богов". Это можно уподобить такой притче: царь
захотел жениться на женщине и послал ей кетубу (брачный документ) через
своего слугу. Подойдя к дому женщины, слуга услышал, что про нее
распространяются плохие слухи. Тогда слуга порвал кетубу, сказав: пусть
лучше судят ее как незамужнюю, тогда наказание ей будет мягче. Так же
сделал и Моисей. Важно отметить, что в притче, которую приводят наши
Мудрецы, не сказано, что женщина согрешила, изменила жениху; сказано лишь,
что про нее распространялись слухи. Так и Израиль не изменил Богу
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 470
 <<-