Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Иудаизм и Каббала :: Иудаистские праздники, комментарий
<<-[Весь Текст]
Страница: из 470
 <<-
 
ВЫВЕЛИ ТЕБЯ ИЗ ЗЕМЛИ ЕГИПЕТСКОЙ.

       "И говорил" (вайедабер). - Это слово характеризует суровость,
строгость обращения Бога к Моисею. И так всегда, когда за словом от основы
дибер не следует слово от основы амар.
       "Иди, спустись". - "Иди" - уйди от Меня; "спустись" - со своего
высокого положения, с высоты своего величия; Я наделил тебя величием только
ради евреев.
       "Народ твой, который ты вывел". - Такая формулировка весьма необычна
для Торы. Здесь она имеет два аспекта. Во-первых, "народ твой" - это эрев
рав, "большое смешение", толпа, которая вышла вместе с евреями из Египта;
Моисей, не посоветовавшись с Богом, сделал им гийюр (процедура перехода в
иудаизм). Он решил: хорошо, чтобы другие люди тоже приобщились к Богу.
Однако, как сказано в Мидраше Шемот Раба, именно эти люди первыми
развратились и развратили других. Отсюда ясно, что нееврей, который
праведен и соблюдает семь заповедей сыновей Ноаха, совсем не обязательно
должен становиться евреем. Не нужно всех вовлекать в иудаизм. У каждого
свой путь; для нееврея переход в иудаизм сопряжен с тяжелой
ответственностью, которой он может не выдержать; в этом случае он будет
плохим евреем, вместо того чтобы быть хорошим неевреем. Таким образом,
будет причинено зло как этому человеку, так и миру в целом.
       С другой стороны, словами "народ твой" Бог выявляет характер
преступления евреев: оно состоит в избыточной зависимости от Моисея, в
результате чего, оставшись без его руководства на лишние несколько часов,
евреи впали в отчаяние и сделали себе Золотого тельца.
       Комментарий "Иньяней маасе эгель" указывает нам, что в словах Бога
описываются три стороны преступления евреев. Во-первых, это преступление по
отношению к Моисею: "уклонился народ твой", т.е., считая тебя своим
руководителем, они все-таки уклонились и, значит, предали тебя. Во-вторых -
по отношению к Богу: "уклонились они от пути, который Я заповедал им",
т.е., приняв Мои заповеди, уклонились от их выполнения. В-третьих - по
отношению к самим себе: "сделали себе тельца", т.е. ухудшили собственное
положение, собственную жизнь.

 32:9-10. И СКАЗАЛ ГОСПОДЬ МОИСЕЮ: ВОТ Я УВИДЕЛ, ЧТО ЭТОТ НАРОД - НАРОД
ЖЕСТОКОВЫЙНЫЙ. И ТЕПЕРЬ ОСТАВЬ МЕНЯ, И ВОСПЫЛАЕТ ГНЕВ МОЙ НА НИХ, И
ИСТРЕБЛЮ Я ИХ, И СДЕЛАЮ ТЕБЯ НАРОДОМ ВЕЛИКИМ".

       Слово "жестковыйный" означает: "тот, кто поворачивается своей
жесткой шеей, т.е. отворачивается от порицающих его, отказывается их
слушать".
       "И сказал" (вайомер). - Выше, в стихе 7, уже было: "и говорил". Если
стих 9 - это продолжение слов Бога, зачем повторяется "и сказал"?
Комментаторы учат: поскольку на первую речь Бога Моисей не смог ничего
возразить, Бог еще раз обратился к нему, причем в более мягкой форме (слово
амар в Торе вводит обычно более мягкую речь, чем слово дибер), чтобы дать
Моисею возможность найти доводы в защиту евреев. Это подчеркивается словами
"оставь Меня". Мы еще не слышали, чтобы Моисей молился за евреев, а Бог
говорит ему: "оставь Меня". Из этих слов Моисей понял, что если он станет
просить Бога за евреев, те могут быть пощажены.
       Моисей подвергается здесь труднейшему испытанию. Бог Сам говорит
ему: "Оставь Меня". При этом Моисею не предлагается негативно отзываться о
евреях. Он может только отказаться от роли ревнителя за них, не
беспокоиться об их судьбе, и тогда от него самого произойдет великий народ.
Таким образом проверяется, ради кого старается Моисей: ради себя или ради
народа Израиля, вполне ли бескорыстно его служение.

 32:11-13. И МОИСЕЙ СТАЛ УМОЛЯТЬ ГОСПОДА, БОГА СВОЕГО, И СКАЗАЛ: ЗАЧЕМ,
ГОСПОДИ, ВОЗГОРАТЬСЯ ГНЕВУ ТВОЕМУ НА НАРОД ТВОЙ, КОТОРЫЙ ТЫ ВЫВЕЛ ИЗ ЗЕМЛИ
ЕГИПЕТСКОЙ СИЛОЮ ВЕЛИКОЙ И РУКОЙ ВЕРНОЙ? ДЛЯ ЧЕГО ЖЕ ДАТЬ ЕГИПТЯНАМ
СКАЗАТЬ: "ВО ЗЛЕ ВЫВЕЛ ОН ИХ, ЧТОБЫ УМЕРТВИТЬ ИХ В ГОРАХ И ИСТРЕБИТЬ ИХ С
ЛИЦА ЗЕМЛИ"? ОСТАВЬ ПЫЛ ГНЕВА ТВОЕГО И ПЕРЕМЕНИ РЕШЕНИЕ НАСЧЕТ БЕДЫ,
ПРЕДНАЗНАЧЕННОЙ ДЛЯ НАРОДА ТВОЕГО. ВСПОМНИ АВРААМА, ИЦХАКА И ИЗРАИЛЯ, РАБОВ
ТВО-ИХ, КОТОРЫМ КЛЯЛСЯ ТЫ СОБОЙ И ГОВОРИЛ ИМ: "УМНОЖУ ПОТОМСТВО ВАШЕ, КАК
ЗВЕЗДЫ НЕБЕСНЫЕ; И ВСЮ ЗЕМЛЮ ЭТУ, О КОТОРОЙ Я СКАЗАЛ, ДАМ ПОТОМСТВУ ВАШЕМУ,
И БУДУТ ВЛАДЕТЬ ВЕЧНО".

       Всевышний побуждал Моисея просить Его за народ Израиля, чтобы эта
история была записана в Торе. Изучая аргументы Моисея в защиту еврейского
народа, мы понимаем, почему Бог, несмотря на наши грехи, продолжает
поддерживать нас. Вот три основных довода, которые Моисей привел перед
Господом:
       Первый (стих 11) основывается на том, что грех, совершенный евреями,
был не так уж злостен, как могло показаться. Возражая Богу, Моисей
подчеркивает, что этот народ принадлежит Богу и возник, собственно, в тот
момент, когда Бог вывел его из земли Египетской. Там евреи на протяжении
нескольких поколений существовали в атмосфере идолопоклонства, освободились
же от него только что. В их глазах телец не заменял Бога. Евреи не
помышляли о том, чтобы отказаться от Всевышнего, они лишь хотели получить
некий материальный предмет, который связывал бы их с высшими силами. Таким
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 470
 <<-