|
Иеровоам, царь Северного Израильского царства, захотел достичь религиозной
независимости, он "сделал двух тельцов золотых и сказал: Довольно ходили вы
в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли
Египетской. И поставил одного в Бейт-Эле, а другого поместил в Дане" (I
Царей 12:28-29). Истоки тяги евреев к тельцу мы находим в рассказе о том,
как, во время Исхода из Египта, евреи выполнили обещание, данное ими
Иосифу: вынести с собой его кости. Тело Иосифа после смерти положили в
саркофаг и опустили на дно Нила; чтобы поднять его, Моисей бросил в реку
табличку со словами "але шор", т.е. "поднимись, бык" (бык - символ колена
Иосифа); и саркофаг всплыл на поверхность. Табличку же выловил один еврей и
спрятал у себя. Когда на Синае Аарон, надеясь сдержать волнение народа,
бросил золото в огонь, подошел этот еврей и подбросил в пламя табличку.
Слова "поднимись, бык" опять материализовались: Золотой телец поднялся из
огня. В сущности, этот Мидраш объясняет, что поклонение быку - это
обожествление определенных качеств еврейского народа, связанных с образом
Иосифа. Бык в те времена служил главной "материальной силой": на нем
пахали, возили тяжести, с его помощью мололи зерно. Сходная роль была и у
Иосифа. Он постоянно стремился изменить, улучшить окружающий его
материальный мир. Попав в рабство к Потифару, царедворцу фараона, Иосиф
очень быстро превратился в управляющего его громадным владением - "ибо все
удавалось в руке его". Выдвинув план спасения Египта от голода и став
"вторым после фараона", Иосиф переустроил страну: развил строительство,
сельское хозяйство, структуру управления и т.д. При этом сам Иосиф
подчеркивал, что достижение власти над материальным миром - не цель жизни,
а лишь подготовительный этап для последующей духовной работы; он говорил
братьям: "Ибо меня послал Бог [устроить жизнь в Египте] перед вами, чтобы
сохранить вас для великого спасения" (Бытие 45:7). В отличие от Иосифа, мы,
его потомки, склонны иногда забывать об этом и "обожествлять" способность
евреев преобразовывать материальный мир.
Сказано: "Вот божества твои, Израиль", а не "божества на-ши". Отсюда
видно, что "смешанная толпа", вышедшая из Египта вместе с сынами Израиля,
собралась против Аарона, и именно они первыми призвали к поклонению тельцу
как божеству.
32:5. И УВИДЕЛ ААРОН, И ПОСТРОИЛ ЖЕРТВЕННИК ПЕРЕД НИМ, И ПРОВОЗГЛАСИЛ
ААРОН, И СКАЗАЛ: ПРАЗДНИК ГОСПОДУ ЗАВТРА.
Слова "И увидел Аарон" грамматически требуют после себя дополнения:
что именно увидел Аарон; однако в тексте Писания такое дополнение
отсутствует. Мидраш Ваикра Раба передает нам следующий рассказ: Аарон
увидел, как Хур, сын Мирьям, порицавший евреев, был убит. Слова, которые мы
переводим как "и построил жертвенник перед ним", можно прочесть по-другому:
"и понял на примере убитого перед ним". (Слово вайивен можно перевести не
как "построил", а как "понял", а мизбеах = "жертвенник" - прочитать как
мизавуах = "из-за убитого".) Аарон понял, что так же поступят и с ним, если
он воспротивится.
Постройка жертвенника продолжалась достаточно долго, так что Аарон
смог назначить время праздника на завтра, чтобы еще оттянуть время. Аарон
сказал: "Праздник Господу", а не "тельцу", поскольку жертвенник был
предназначен для принесения жертвы Богу на церемонии воцарения тельца. Есть
такой обычай - на церемонии воцарения очередного царя приносить жертву
Богу, а евреи, как уже говорилось, хотели, чтобы телец исполнял роль
Моисея, т.е. царя.
32:6. И ВСТАЛИ ОНИ РАНО НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ, И ВОЗНЕСЛИ ВСЕСОЖЖЕНИЕ, И
ПРИНЕСЛИ ЖЕРТВЫ МИРНЫЕ, И СЕЛ НАРОД ЕСТЬ И ПИТЬ, И ПОДНЯЛИСЬ ЗАБАВЛЯТЬСЯ.
Есть разные мнения о том, кому в итоге были принесены жертвы:
Господу в знак воцарения тельца или самому тельцу, а значит, об уровне
идолопоклонства, до которого пали евреи.
Словом "забавляться" (или, что то же, "потешаться") Тора
характеризует идолопоклонство, а также разврат (см., например, в книге
Бытие (39:17): "И сказала жена Потифара: пришел ко мне раб еврей, чтобы
потешаться надо мной") и кровопролитие (см., например, во Второй книге
Шмуэля (2:14): "...пусть же встанут юноши и потешатся (т.е. сразятся) перед
нами").
Идолопоклонник не ощущает своей ответственности перед Богом, Который
создал мир и от Которого исходит все. Он стремится лишь "задобрить" своего
идола, считая его отдельной, независимо существующей силой, способной
помочь ему добиться успеха в этом мире. Тора, пользуясь одним и тем же
словом "забавляться" для обозначения идолопоклонства, прелюбодеяния и
убийства, учит нас, что, потеряв чувство ответственности перед Богом,
человек может быстро скатиться и к другим тяжелым грехам.
Обвинение
32:7-8. И ГОВОРИЛ ГОСПОДЬ МОИСЕЮ: ИДИ, СПУСТИСЬ, ИБО РАЗВРАТИЛСЯ НАРОД
ТВОЙ, КОТОРЫЙ ВЫВЕЛ ТЫ ИЗ ЗЕМЛИ ЕГИПЕТСКОЙ. УКЛОНИЛИСЬ СКОРО ОНИ ОТ ПУТИ,
КОТОРЫЙ Я ЗАПОВЕДАЛ ИМ, СДЕЛАЛИ ОНИ СЕБЕ ТЕЛЬЦА ЛИТОГО, И ПОКЛОНИЛИСЬ ЕМУ,
И ПРИНЕСЛИ ЕМУ ЖЕРТВЫ, И СКАЗАЛИ: ВОТ БОЖЕСТВА ТВОИ, ИЗРАИЛЬ, КОТОРЫЕ
|
|