|
земле проявляется в облаке и мгле, которые, хотя и материальны, но
символизируют для нас нематериальное. А мудрейший из людей, царь Соломон,
увидев, что облако покрыло построенный им Храм, произнес: "Господь сказал,
что [Он будет] обитать во мгле" (Царей I 8:12). Тот, кто сумел столь ясно
выразить словами непостижимость Всевышнего, сам занимался строительством
дома для Бога!
Господь выше Храма, Он ничем не ограничен, однако неограниченность
проявляется на земле в ограниченном: Он выше Храма, но при этом Он в самом
Храме. Для всех живших в те времена, когда Храм стоял на горе Мория,
пребывание Славы Всевышнего в Храме не было вопросом веры; это было простое
знание, очевидный факт, столь же очевидный, как пребывание в небесах солнца
и луны.
"Храм - это свидетельство перед всем миром того, что Бог пребывает
среди евреев" (Шабат 22Б). "Десять чудес были явлены нашим предкам в Храме:
не было выкидыша у женщин из-за запаха жертвенного мяса; никогда не гнило
жертвенное мясо; не было мух в месте забоя животных; ни разу не было
поллюции у Первосвященника в Йом Кипур; дожди не гасили огонь на
жертвеннике; ветер не отклонял столб дыма; ни разу не было так, чтобы сноп,
жертвенные хлеба и приносимый на стол хлеб оказались непригодными; стоять
было тесно, а падать ниц - просторно; ни разу не укусила змея и не ужалил
скорпион в Иерусалиме; ни разу не сказал человек: "Мне не хватает денег,
чтобы остаться ночевать в Иерусалиме" (Авот 5:7). Чудеса являются
следствием того, что Храм есть "послание" не этого мира в этом мире. Все
десять чудес свидетельствуют о том, что Всевышний пребывает среди народа
Израиля.
Устройство Храма и все, что в нем находилось, было призвано освятить
светом Торы все стороны жизни. В Святая Святых Храма находился Ковчег
Завета, а в нем - скрижали с высеченными Десятью Заповедями и свиток Торы.
Святая Святых - это центр Храма. Там, где у других народов мира находился
идол, у евреев лежала Книга. От нее исходит вся святость. Если бы не Тора,
не было бы Храма, не было бы жертв, не было бы смысла в существовании
еврейского народа. Всякий еврей, где бы он ни находился, во время молитвы
поворачивается лицом к Святая Святых, к Торе.
Внутри здания Храма, в зале перед Святая Святых с северной стороны,
помещался стол, на котором каждую Субботу меняли двенадцать специальных
хлебов. "Хотел Святой, Благословен Он, чтобы пропитание всего мира получало
благословение от Храма, и потому заповедал поставить в нем стол для
хлебного жертвоприношения" (Мальбим).
Там же, перед Святая Святых с южной стороны, стоял храмовый
светильник - Менора. Если Ковчег Завета символизирует Божественную
мудрость, которая открывается через пророков, то Менора соответствует
мудрости сердца, способности человека откликнуться на призыв Бога.
Окна Храма были узкими со стороны зала и расширялись кнаружи. Общий
символ: человеческий разум, освященный мудростью Торы, должен освещать мир.
Перед Святая Святых был установлен также золотой жертвенник для
воскурений. Запах воскурений распространялся по всему помещению Храма,
возносился вверх и приносил оттуда благословения.
Во дворе Храма находился главный жертвенник, на котором и
совершались все жертвоприношения1).
Тора детально описывает, каким должен быть переносной Храм. По этому
образцу был устроен Иерусалимский Храм. Каждый элемент Храма несет в себе
высочайшую символику, но при этом всегда надо помнить, что Храм со всеми
своими элементами - не символ, а реальность. Храм призван не только
направить мысли человека к святости, но и "внести" благословение во все
сферы жизни человека. Всякая деталь храмовой службы также имеет свое
символическое значение, но сама эта служба - не символ, а именно служба
Всевышнему и потому много выше любого символа.
2.4.4. Жертвоприношения
В русском и европейских языках слова "жертва", "жертвовать" четко
ассоциируются с уничтожением или потерей чего-то дорогого. Отсюда обороты
вроде "жертва катастрофы", "я пожертвовала всем ради него..." и т.п. В
последнем примере имеется в виду, что человек отдает то, что у него есть,
ради какой-то цели. В языке иврит слово корбан ("жертва") означает
буквально "то, что приближает". Т.е. в еврейской традиции, которая
закреплена в языке, жертвоприношение - это средство приблизиться к
Всевышнему, установить с Ним близость.
Нет смысла приносить жертву Богу как Властелину мира, Судье, Который
решает, чему быть в этом мире, а чему не быть. Ведь в таком случае жертва
призвана как бы заместить собой человека, "уговорить" Всевышнего
удовлетвориться жизнью жертвенного животного как символической заменой
наказания человека. Такая постановка вопроса была бы оправдана только в том
случае, если бы Всевышний получал удовлетворение, умерщвляя человека. Но
Господь не желает смерти преступника: "Разве Я хочу смерти нечестивого, -
говорит Господь Бог, - а не того, чтобы отвратился он от своих путей и был
жив?" (Иехезкель 18:23).
В языческом мире существовала идея умиротворения божества путем
пожертвования ему части своего добра или близких. Например, финикийцы
приносили одного из своих детей в жертву богу судьбы Молоху, считая, что в
уплату за это он дарует счастье оставшимся детям. В еврейской традиции мы
|
|