|
будете есть свой хлеб, и спокойно будете жить на своей земле, ...и
установлю Свое пребывание среди вас..." (Левит 26:3-11). Все обещания,
содержащиеся в этом отрывке, следуют за перечислением законов, призванных
наполнить святостью каждодневную жизнь. Даны эти законы по случаю
завершения строительства и освящения Скинии - переносного Храма. Сразу
после того, как переносной Храм был освящен, Всевышний напоминает Своему
народу, что Его пребывание среди евреев связано не просто со строительством
здания, в котором Создатель как бы найдет Себе пристанище на земле.
Обещанию: "установлю Свое пребывание среди вас" предпослано условие: "если
будете следовать Моим законам", то есть: если не "будете следовать", то и
при наличии Храма в нем не будет Шехины - явного Божественного присутствия.
Между Богом и народом Израиля заключен союз, согласно которому евреи
должны соблюдать заповеди Всевышнего, а Бог, со Своей стороны, обязуется
дать нам выжить и одаривать нас всем, что составляет земное счастье. Роль
Храма в этом союзе - выражать и символизировать двустороннюю верность
союзу. Если евреи не верны ему, то Храм, будь он построен по всем законам
Торы, не обеспечивает пребывания Шехины среди народа Израиля. Более того,
так как в подобной ситуации Храм оказывается лишенным смысла, народ не
может не лишиться этого свидетельства союза. Истинность этого положения
подтверждается не только известными историческими событиями: разрушением
Скинии в Шило и двукратным разрушением Иерусалимского Храма, но и тем, что
стихи Писания, посвященные строительству Храма, всегда включают
предостережения против уклонения от соблюдения заповедей. Например: "И было
после того, как Соломон завершил строительство дома Господа... Явился
Господь Соломону... и сказал: Я освятил дом, который ты построил, чтобы
установить Мое Имя там навек; и будут Мои глаза и сердце там во все дни. А
ты, если будешь ходить передо Мной, как ходил твой отец Давид, - с чистым
сердцем и честно исполнять все, что Я заповедал тебе, соблюдать Мои законы
и уставы, то поставлю Я твой царский престол над Израилем навек... Если же
вы и ваши дети отступят от Меня, и не будут соблюдать заповеди и законы,
которые Я дал вам, и будут служить иным божествам, и поклоняться им, Я
истреблю Израиль с земли, которую дал ему, и дом, который Я посвятил Имени
Моему, отвергну от Своего лица. И дом, который был высок для каждого,
проходящего мимо него, станет пустошью, и всякий прохожий удивится и
присвистнет..." (Царей I 9:1-8).
В языке иврит есть два слова для обозначения Храма: первое - Микдаш
("Святилище"), т.е. место, которое концентрирует в себе святость нашей
жизни, Дом, символизирующий нашу верность союзу со Всевышним. Второе слово,
которым пользуется Тора, - Мишкан ("Место обитания"), то есть место, где
Шехина Святого, Благословен Он, пребывает на этой земле, среди народа
Израиля, место, где можно приблизиться к Всевышнему, откуда исходят все
благословения каждому в отдельности и всему обществу в целом.
Храм, конечно, существует, только если еврейский народ верен
Всевышнему, но, с другой стороны, Всевышний пребывает среди Своего народа -
в Храме. Слова: "...И Я буду пребывать среди них" следуют за словами: "И
постройте Мне святилище". Посредством Храма Бог открывает Свое пребывание
среди народа Израиля.
2.4.2. Заповедь о строительстве Храма
"И построят Мне Святилище, и Я буду пребывать среди них" (Исход
25:8). "И будет место, которое изберет Господь, ваш Бог, чтобы в нем
пребывало Его Имя, туда будете приносить все, что Я заповедую вам..."
(Второзаконие 12:11). Эти два стиха Торы заповедуют народу Израиля
построить Храм, где будут происходить все предписанные Торой
жертвоприношения, осуществлять-ся вся служба и три раза в год собираться
весь народ Израиля, чтобы отпраздновать три праздника: Песах, Шавуот и
Суккот.
Пребывание Бога среди народа Израиля выражается еще и в том, что Его
Храм должен разделить судьбу народа. Пока евреи не имеют покоя, пока не
дано нам жить на своей земле, избавившись от угроз со стороны окружающих
народов, не может быть покоя и Храму. Скиния - Храм в шатре - сопровождала
евреев во время их скитаний по пустыне. Четырнадцать лет евреи завоевывали
себе место в стране Израиля, оттесняя обитавшие здесь ханаанейские народы,
и делили ее между собой. Все это время Скиния стояла в Гильгале, недалеко
от Иерихона (у самого входа в страну). Затем Храм перенесли в Шило. Там
построили каменные стены, а в качестве крыши использовали полотна, которые
были в Скинии. В таком виде - наполовину здание, наполовину шатер - Храм
простоял 369 лет.
Наступили времена, неизмеримо более тяжелые, чем предшествующий
период непрерывных войн евреев за право жить на этой земле. Власть в стране
захватили филистимляне. Они дошли до Шило и разрушили Скинию. После этого
Храм был перенесен в Нов и находился там тринадцать лет; когда умер пророк
Шмуэль, Храм был разрушен, а Ковчег Завета перенесен в Гивон, где он
находился сорок четыре года. Только после победы царя Шауля над
амалекитянами - первым народом, напавшим на евреев после их выхода из
Египта (Тора заповедует: "Сотри память об Амалеке из поднебесной"
(Второзаконие 25:19); Амалек символизирует все народы, у которых ненависть
к евреям, что называется, в крови), и царя Давида над филистимлянами и
остатками ханаанейских народов пришло время строить дворец для Создателя.
Только после всех этих событий царь Давид заложил фундамент Храма, а
|
|