|
не имеет формального статуса поста и не рассматривается как
жертвоприношение; все же поститься необходимо - чтобы выполнить обет. В
любом случае к молитвам "Шмоне Эсре" наступающего дня человек добавляет
благословение анену.
Почему необходимо формальное принятие поста? Потому что пост
заменяет жертвоприношение, а жертва всегда требует предварительного
освящения.
Если человек принял на себя пост по поводу какого-то несчастья, а
оно кончилось до завершения поста, все равно пост прекращать не следует.
Даже если человек еще не успел начать поститься, он все равно обязан
выполнить свое намерение. Но если, например, ему стало известно, что
больной выздоровел или, напротив, скончался ко времени принятия решения о
посте, человеку следует исходить из того, что его решение было ошибочным с
самого начала и, следовательно, он не обязан продолжать пост.
В день общественного поста читают слихот (молитвы раскаяния) и
отрывок из книги Исход (32:11-14; 34:1-10). К Торе вызывают только тех, кто
постился весь день. Тору вообще не читают, если нет шести постящихся
(большинство миньяна). Если присутствует коhен, который не собирается весь
день поститься, он должен уйти из синагоги, чтобы его не вызвали к Торе.
Если человека, который не постится, все же вызвали, он должен подняться к
Торе, чтобы не показалось, будто он отказывается. Если постящийся по
забывчивости произносит благословение на еду, но вспоминает о своем посте,
то он не должен есть, но должен сказать "Барух шем квод малхуто...", как
после всякого неправильного благословения.
Если он вспомнил о посте, съев кезайт (~26 см3, "размер маслины"),
то его пост, если он индивидуальный, больше не имеет статуса поста, и он
может дальше есть, сколько хочет. Если же это пост общественный, человек
должен продолжать поститься.
Мудрецы считали похвальным отдавать еду, не съеденную в пост,
бедным. Если нет бедного, деньги, соответствующие стоимости этой еды, нужно
отдать на какие-либо священные нужды.
При индивидуальном посте действуют те же законы, что и при
общественном (см. выше, раздел 1.3). Однако при индивидуальном посте
разрешается утром полоскать рот и можно пробовать пищу (но не глотать!).
2. ИСТОРИЯ ГИБЕЛИ ЦАРСТВ И РАЗРУШЕНИЯ ХРАМОВ
2.1. Религиозное значения еврейской истории
9 Ава и другие посты, о которых рассказывается в этой книге,
установлены в память о трагических событиях еврейской истории, событиях,
имевших судьбоносное значение для еврейского народа. Подобные события,
случившиеся в истории других народов, повлекли за собой прекращение их
существования. Но евреи, иудаизм выжили - может быть, именно потому, что
иудаизм сумел наполнить религиозным содержанием исторические и политические
события, выпавшие на долю еврейского народа. Евреи всегда рассматривали
историю в ее неразрывной связи с религией. Вот как пишет об этом
нееврейский историк Пол Джонсон: Что такое история?
Последовательность событий, совокупность которых не имеет смысла? Неужели
нет никакого существенного этического различия между историей рода
человеческого и, скажем, историей муравьев? Неужели не существует никакого
Высшего плана, исполнителями которого мы являемся? Ни один народ никогда не
настаивал так твердо, как евреи, на том, что у истории есть цель и у
человечества - предназначение. Уже на очень ранних стадиях своего
коллективного существования они верили в то, что им удалось разгадать
Божественный план, предначертанный Им для человеческого рода, и что их
народ должен быть исполнителем этого плана. Они чрезвычайно подробно
разработали свою роль. С героической стойкостью придерживались они ее перед
лицом жестоких преследований. Многие из них верят в нее до сих пор...
Еврейская традиция находит в истории различные уровни смысла. На самом
простом уровне исторические катастрофы - наказание народу за его грехи. Мы
постимся в память этих катастроф, чтобы раскаяться и попытаться исправить
наши дела. Так говорится об этом в своде еврейских законов "Мишна Брура"
(549,1): В эти дни весь Израиль постится из-за несчастий, которые
постигли его... Поэтому в эти дни каждый должен исследовать свои дела и
раскаяться. Сам пост - это не главное, как сказано [в книге Йоны] о жителях
Ниневии: "И увидел Бог дела их [и простил их]". Наши Мудрецы сказали: "[В
книге Йоны] не сказано: [увидел бы] их вретище и пост, но сказано: [увидел]
их дела. " Пост - это лишь подготовка к раскаянию. Осмысление
еврейской истории имеет и другие, более сложные уровни. Как бы то ни было,
историческое событие никогда не может рассматриваться как "случайное",
вызванное чисто истори-ческими (в узком смысле этого слова) или
политическими причинами. Раз Бог управляет миром, значит, ничто в мировой
истории не может быть лишено Божественного смысла.
Вот как сформулирована эта мысль в высказываниях двух выдающихся
современных еврейских мыслителей.
Проф. Элиэзер Берковиц в своей книге "Кризис и вера", гл. 11 (речь
идет здесь как раз о событиях, сопровождавших разрушение Храма и
последовавшее за ним изгнание) пишет о Божественном вмешательстве в
историю: Существует два вида изгнания. Есть национальное изгнание,
которое началось с разрушения Храма, утраты независимости народа и его
|
|