|
Эстер, заступившаяся за меня. Харбона тоже будет помянут добром".
3.7. Пир и веселье
Основной пир Пурима - днем, уже после утреннего чтения Свитка Эстер, и на
нем должно быть много еды, вина и радости. Праздничную еду накануне
вечером, после вечернего чтения Свитка, тоже устраивают торжественно и
надевают праздничные одежды, и зажигают свечи; но дневной пир Пурима -
"сеудат мицва" ("пир, относящийся к выполнению заповеди"), и его начинают
вскоре после полудня и продолжают до ночи. Утреннее время между чтением
Свитка и пиром используют для посылания плодов и пожертвования бедным, то
есть для выполнения третьей и четвертой заповедей Пурима.
Известно, что чудеса Пурима связаны с вином: на пиру у Ахашвероша была
низложена царица Вашти, и на ее месте оказалась Эстер; падение Амана
произошло во время пира, который устроила Эстер; а известно также, что
путем раскаяния и возвращения к Богу евреи исправили то преступление,
которое они совершили своим участием в пире Ахашвероша; поэтому наши
Мудрецы, да будет благословенна их память, постановили: "На пиру Пурима
следует выпить так, чтобы уже не различать между фразами "проклят Аман" и
"благословен Мордехай".
Казалось бы, слова "проклят Аман" и "благословен Мордехай" отражают два
аспекта еврейской радости: уничтожение зла и установление власти добра.
Однако Пурим - это день, когда мы стремимся за внешними событиями увидеть
Божественное Провидение, суть вещей, и поэтому мы должны выпить вина не
очень мало и не слишком много, чтобы осознавать окружающий мир, но потерять
способность разделять эти два аспекта - и почувствовать, что уничтожение
Амана - это и есть благословение Мордехая.
Причина этому та, что мы относимся к Амалеку иначе, чем к другим нашим
врагам. Когда нападают на нас и мы вынуждены защищаться, то мы убиваем
нападающих, но в этом нет радости, ибо сказано в ТаНаХе: "Не смерти
грешника желает Бог, но его исправления". Но Амалек не может исправиться, в
нем нет вообще основы добра, как об этом уже говорилось выше, а смерть его
- лишь уничтожение зла, поэтому, уничтожая Амалека, в отличие от других
грешников, мы не уничтожаем заложенных в нем потенций добра. Вот почему
Тора, данная нам Богом, Который знает основы душ и добро и зло в них, - Его
Тора предписывает нам радость при смерти Амалека, в отличие от смерти всех
остальных заповедей.
Хотя следует сделать свой пир в Пурим как можно более щедрым и веселым, но
еще важнее использовать имеющиеся возможности для лучшего выполнения
заповеди "посылания плодов" и особенно "пожертвований бедным", ибо нет для
еврея более великой и достойной радости, чем радовать сердца бедных, сирот,
вдов и пришельцев.
Самое популярное кушание Пурима - "ухо Амана" (на идиш "гоменташ") -
треугольная булочка, начиненная маком с медом. О происхождении этого
названия имеются разные мнения. Одни считают, что Аман носил головной убор
в виде треуха. Другие выводят это название из Мидраша, в котором
рассказывается, что Аман после своего поражения ходил "согбенным,
опечаленным, с закрытой от стыда головой и надрезанными ушами".
3.8. Важность пира Пурима
Пир Пурима - не просто развлекательная пирушка. Наши Мудрецы, да будет
благословенна их память, сказали: "С каким другим праздником Пурим связан
более всего? Он связан с Йом-Кипуром. Об этом говорят даже названия
праздников: "Йом-Кипурим", "Ки-пурим" - подобный Пуриму". Как же так, ведь
Йом-Кипур - строгий пост, полное отречение от потребностей тела, а Пурим -
веселый пир и всевозможные удовольствия.
Но родство Йом-Кипура с Пуримом не внешнее, а внутреннее. Святость, которой
обладает Израиль, Кнессет Исраэль, объединение всех евреев прошлых веков,
настоящего и будущего, как глобальная и осевая сила всего мирового
процесса, - эта святость распространяется не только на душу и духовную
жизнь евреев, но и на их физическое существование, на материальные объекты,
связанные с ними, и на тело каждого отдельного человека. Поэтому следует
жить так, чтобы не только духовные, но и все физические действия человека
были освящены, то есть чтобы целью всей жизни было приобщение к Всевышнему,
как говорит об этом ТаНаХ: "Познай Бога на всех путях твоих".
В Йом-Кипур еврей, подавляя телесные потребности, стремится к раскаянию, и
вследствие этого Всевышний прощает ему его преступления. В Пурим же мы
празднуем, пируем и веселимся, но это не бессмысленная попойка, а знак
прославления Божественных чудес, пир приобщения к Его святости, приобщения
к Его путям, пир, возвышающий и исправляющий душу. Вот почему пир Пурима,
так же как пост Йом-Кипура, есть действие тела, помогающие святости духа.
3.9. Пуримшпиль
В Пурим устраивают традиционное представление, которое называется
Пуримшпиль. Взрослые вместе с детьми переодеваются в различные костюмы,
надевают маски, иногда устраивается большое карнавальное шествие.
Почему карнавал устраивали именно в Пурим? Вообще говоря, Тора однозначно
запрещает выдавать себя за представителей противоположного пола, и,
соответственно, переодеваться в их одежду. Кроме того, запрещается надевать
одежду, характерную для идолопоклонников, и сознательно подражать их
манерам. Однако на карнавале Пурима евреи изображают идолопоклонника
|
|