|
Мудрецы также установили, что в Пурим следует читать отрывок из книги
Исход, начинающийся словами "И пришел Амалек и воевал с Израилем в
Рефидиме" (Исход 17:8-16; текст этот см. выше в разделе 1.6. "Война Израиля
с Амалеком"), а также, что во всех молитвах этого дня следует читать
вставку, содержащую слова благодарности за чудеса: "Аль hа-нисим".
Вот текст этой вставки:
Благодарим Тебя за чудеса, за избавление, за доблести, за победы, за
войны, которые Ты вел за отцов наших в те дни в это время (года).
В дни Мордехая и Эстер, в столице Шушан, когда восстал на них нечестивый
Аман, замыслив истребить, умертвить и погубить всех Иудеев, от юноши до
старца, детей и женщин, в один день, в тринадцатый день двенадцатого
месяца, он же месяц Адар, и все их имущество разграбить; но Ты в великом
милосердии своем уничтожил замысел его и обратил возмездие на его же
голову, и повесили его и сыновей его на дереве.
Не стоит заниматься в Пурим будничной работой, хотя это и разрешено.
Сказали об этом Мудрецы: "От будничной работы, сделанной в Пурим, не увидит
человек благословения".
3.6. Чтение Свитка Эстер
Каждый обязан дважды прослушать в Пурим чтение Свитка Эстер: вечером1) и на
следующий день утром. Заповедь эта лежит и на мужчинах, и на женщинах. И
лучше слушать чтение Свитка в синагоге при большом стечении народа,
поскольку это также является "прославлением чуда".
Перед чтением Свитка произносят три благословения. Вот они:
1. Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, Который освятил
нас Своими заповедями и заповедал нам чтение Свитка.
2. Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, Который сделал
чудеса отцам нашим в те дни, в это время.
3. Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, Который дал нам
жить и существовать, и дойти до сего времени.
Первое благословение показывает, что чтение Свитка является обязанностью, а
не просто обычаем. Второе указывает, что важнейший аспект Пурима -
прославление чуда. Третье благословение, которое называется "Шеhехэйяну",
читается во все те моменты годового цикла, когда наступает время,
предназначенное для выполнения специальных заповедей, которых нет в другое
время года (то есть, например, в праздники)2). Вечернее чтение этого
благословения указывает на то, что наступило время чтения Свитка, утреннее
же - также на то, что наступило время посылания плодов, пожертвования
бедным и праздничного пира.
Свиток перед чтением разворачивают и складывают "гармошкой", так как в
стихе 9:20 Свиток назван "Письмо о Пуриме", письма же складывались именно
так.
В четырех важных местах Свитка, в которых говорится о спасении евреев,
кантор прерывает чтение, и вся община вслух читает эти стихи (по маленьким
свиткам и книжкам, по которым они следили за чтением кантора). Кантор же
ждет, пока уляжется шум, и лишь после этого продолжает чтение - так как при
чтении нужно, чтобы присутствующие внимательно слушали и не пропускали ни
одного слова.
Вот эти четыре места:
1. "Один иудей был в Шушане, городе престольном; имя его Мордехай" (2:5)
(поскольку Мордехай был инициатором спасения евреев);
2. "И Мордехай вышел от царя в царском одеянии" (8:15);
3. "И у иудеев был тогда свет и радость, и веселье, и торжество" (8:16).
(Эти три стиха должен прочесть вслух каждый, ибо в них говорится о
спасении и освобождении.)
4. "Потому что Мордехай иудей был вторым после царя Ахашвероша, и велик
среди иудеев, и любим у множества братьев своих, как искавший добра народу
своему и говоривший во благо всего рода своего" (10:3).
При чтении Свитка особенно выделяют стих "в ту ночь бежал сон от царя"
(6:1), ибо этот момент - основа чуда, и начиная с него было явлено
спасение. Также выделяют при чтении имена десяти сыновей Амана (9:7-10),
читают их на одном дыхании, чтобы показать, что все они составляли единую
силу и все вместе были повергнуты и убиты.
При словах "и послал Мордехай письмо ко всем иудеям" (9:29) слегка
приподнимают Свиток и показывают общине, ибо Свиток Эстер и есть то самое
письмо.
Также принято стучать, топать ногами и другими способами шуметь при
произнесении имени Амана, ибо сказано: "Сотри память об Амалеке". К Пуриму
делают даже специальные игрушки - трещотки, которыми дети трещат при
произнесении имени Амана.
После чтения Свитка читают нараспев стихотворный отрывок "Шушанат Яаков" -
"Лилия Яакова". Вот этот отрывок:
"Лилия Яакова торжествовала и веселилась, когда они все увидели голубую
ткань Мордехая. Ты был их спасением всегда и надеждою из рода в род, дабы
возвещать, что все надеющиеся на Тебя не постыдятся, и вовеки не посрамятся
все уповающие на Тебя. Проклят Аман, желавший погубить меня; благословен
Мордехай-Иудей, проклята Зереш - жена моего устрашителя, благословенна
|
|