|
а, во-вторых, убедить царя спасти ее народ.
Другая цепочка: Бигтан и Тереш составили заговор с целью убийства
Ахашвероша. Но царь, благодаря Эстер, назначил Мордехая на высокую
должность, Мордехай подслушал разговор Бигтана и Тереша и рассказал о нем
Эстер, а она рассказала царю о преданности Мордехая. Это событие было
записано в царских хрониках, где и осталось забытым до решающей ночи, когда
"сон бежал от царя".
Еще одна цепочка "случайных" событий: царь назначил Амана на высокий пост,
и поэтому все должны были преклониться перед вновь возвышенным потомком
Агага. Мордехай отказался делать это. Аман, уверенный в своей власти и в
своем влиянии даже на царицу Эстер, пригласившую его на пир, построил
виселицу и явился просить царского разрешения повесить Мордехая как раз в
тот момент, когда Ахашверош узнал, что именно Мордехай когда-то спас ему
жизнь.
Когда развитие событий достигло апогея, части Божественного плана
соединились в единое целое, спасшее евреев и навсегда показавшее им, что и
теперь Бог продолжает присутствовать во всем; что так было и будет всегда,
даже когда Его присутствие проявляется лишь в действиях того или иного
царя, в отдельных случайных происшествиях, в ставящих нас в тупик событиях
истории, смысл которых раскрывается для религиозного человека в словах: "Я
Д первый и Я Д последний, и кроме Меня нет Бога (то есть нет, кроме Меня,
ни одной движущей силы на земле)" (Исайя, 44:6).
1.6. Война Израиля с Амалеком
(по материалам "Сефер hа-Тодаа" и "Мегилат Эстер" Арт Скролл")
История Пурима представляет собой один из эпизодов войны Израиля с Амалеком
- войны, которая началась с возникновением обоих народов и закончится лишь
в Конце Дней. Первое их столкновение описано в книге Исход (17:8-16):
"И пришел Амалек, и воевал с Израилем в Рефидим. И сказал Моисей Иеhошуа:
выбери нам мужей и пойди сразись с Амалеком; завтра я буду стоять на
вершине холма с посохом Божьим в руке моей. И сделал Иеhошуа, как сказал
ему Моисей о сражении с Амалеком; а Моисей, Аарон и Хур взошли на вершину
холма. И было, как поднимет Моисей руку свою, одолевал Израиль; и как
опустит руку свою, одолевал Амалек. Но руки Моисея отяжелели; и взяли они
камень, и подложили под него, и он сел на него, а Аарон и Хур поддерживали
руки его, один с одной, другой с другой стороны, и были руки его тверды до
захождения солнца. И низложил Иеhошуа Амалека и народ его острием меча. И
сказал Господь Моисею: запиши это на память в книгу и внуши Иеhошуа, что Я
совершенно сотру память Амалека из-под неба. И построил Моисей жертвенник,
и нарек имя ему "Господь - Нисси" (Господь - чудо/знамя мое). И сказал он:
вот рука на престоле Господа, что война у Господа против Амалека из рода в
род".
И в Субботу перед Пуримом, кроме обычного недельного раздела 2) Торы,
читают еще и отрывок "Помни, что сделал тебе Амалек". Этот отрывок так
важен, что сама Суббота перед Пуримом называется Шабат Захор - "Суббота
"Помни!". Вот этот отрывок (Второзаконие 25:17-19): Помни, что сделал тебе
Амалек на пути, когда выходили вы из Египта. Как он встретил тебя на
пути и перебил позади тебя всех ослабевших, а ты был изнурен и утомлен, и
не побоялся он Бога. И вот, когда успокоит тебя Господь, Бог твой, от
всех врагов твоих со всех сторон, на земле, которую Господь, Бог твой,
дает тебе в удел для владения ею, сотри память об Амалеке из под небес;
не забудь.
Такова заповедь Торы, обращенная к каждому еврею: хранить в своем сердце
ненависть к Амалеку и его потомству, вспоминать об их злодеяниях и
рассказывать детям своим и всему своему поколению о том, что сделал он при
выходе нашем из Египта; до того, как истребится память о нем из мира и
сотрется имя его, и не останется из его потомков никого уцелевшего: ни
мужчины, ни женщины, и ни одной вещи, называющейся его именем.
Чтобы выполнить эту заповедь, то есть, чтобы вспомнить вслух о злодеяниях
Амалека, установили Мудрецы ежегодное публичное чтение отрывка "Помни" по
свитку Торы, и это чтение происходит в Субботу перед Пуримом, поскольку
Аман есть потомок Амалека. Если человек болен и не может прийти в синагогу,
то ради выполнения этой заповеди Торы разрешено даже специально принести к
нему домой из синагоги Свиток Торы, что не разрешается делать ради обычного
субботнего чтения.
Тора учит нас милосердию и состраданию. Одна из ключевых ее заповедей Д
"Возлюби ближнего своего как самого себя" (Левит 19:18). Тем не менее,
заповедь об Амалеке предписывает нам прямую ненависть. Никаких других
врагов (например, египтян) Тора не призывает ненавидеть. Что же касается
Амалека, то Писание сообщает нам, что царю Шаулю было заповедано убить всех
амалекитян и уничтожить все их имущество. Почему об Амалеке установлен
столь суровый закон?
Мы можем сказать, что только Всевышний знает истинную сущность любого
человека и его будущее, и только Он вправе отнять у человека жизнь, которую
дал ему, поскольку Ему принадлежат жизнь и смерть, - и только Он имеет
право издать закон, кажущийся нам жестоким. В этом смысле мы лишь орудие в
его руке З). В наше время закон о необходимости убить амалекитянина
неприменим: сейчас нет людей, о которых было бы точно известно, что они
происходят от Амалека, однако амалекитяне, рассеянные в других народах,
живут и сегодня. Как и прежде, жива идеология Амалека, и потому закон о
|
|