|
она будет перевернута, разрушена физически.
Одним из ключевых пророчеств еврейской истории было обещание, которое
Всевышний дал Аврааму: "... пришельцами будут потомки твои в земле чужой и
поработят их, и будут угнетать четыреста лет" (Бытие 15:1З). Когда начнутся
эти четыреста лет? Отсчитывать ли их с рождения Ицхака, потомка Авраама,
или со смерти Авраама, или с момента заключения этого союза, или со времени
изгнания? Будет ли этих лет ровно четыреста? Будут ли изгнанные жить все
время в одной стране? Все это разъяснилось лишь спустя много лет.
Когда Бог хочет, чтобы Его слова были поняты сразу, Он делает их ясными.
Что же касается бесчисленных пророчеств о пришествии Мессии, Конечном
Избавлении и Конце Света, ясность нам пока не дана. Поэтому даже великого
рабби Акиву удалось убедить в том, что Бар Кохба был Мессией и что ему
суждено было исполнение конечного плана Творения и осуществление всех
пророчеств и обетов. Ошибка рабби Акивы никоим образом не умаляет его
величия и не вызывает сомнения в истинности пророчеств, которые должны
осуществиться. Каждый ребенок, изучающий Тору, знает, что четырехсотлетний
период изгнания, о котором говорилось выше, начинается с рождения Ицхака,
но это знание стало несомненным и всеобщим лишь после Исхода евреев из
Египта. Таким образом, лишь будущие события осветят, подобно молнии, смысл
многих мест Торы, кажущихся нам сейчас темными и неясными.
1.5. Исчезновение завесы и "открытие Лица Бога"
История еврейского народа, вплоть до вавилонского изгнания, полна чудес. В
каждом поколении евреи были свидетелями чудес, или хотя бы слышали о них
достоверные рассказы. Посещение Храма заключало в себе возможность увидеть
бывшие в нем чудеса - увидеть творящую руку Бога. Однако иудаизм не основан
на чудесах: вера должна иметь более глубокие корни. Чудеса иногда можно
объяснить естественными причинами или неправильно истолковать их сущность.
Более того, если человек во всем полагается на чудо и придает ему большое
значение, вера его может ослабнуть. Ведь он забывает о том, что Бог
постоянно руководит тем, что мы, за неимением лучшего определения, называем
природой. Когда мы, читая Шмоне Эсре ("Восемнадцать Благословений" Д
основная еврейская молитва, читаемая трижды в день), благодарим Бога за то,
что Он каждый день совершает нам Свои скрытые чудеса, мы не просто
произносим красивые слова. Жизнь существует лишь потому, что Бог творит ее
постоянно; мир исчез бы молниеносно, если бы Всевышний хоть на миг перестал
питать его.
Мы часто подчеркиваем, что вся история еврейского народа представляет собой
цепь чудесных событий и примеров Божественного вмешательства. До
определенной степени это скрывает от нас сущность Его власти. Когда придают
слишком большое значение творимым Им чудесам, забывают о том, что Он
направляет нас всегда и всюду. В языке иврит слово "вселенная" - олам -
происходит от корня, означающего "скрытый", ибо в этом мире Бог скрыт от
нас.
Человек должен сам найти истину во мраке. Тот, кто хочет быть неверующим,
всегда найдет себе "естественное объяснение" событий. Потоп произошел в
1656 г. от Сотворения Мира; и строители Вавилонской Башни изобрели теорию,
согласно которой через каждые тысяча шестьсот пятьдесят шесть лет основы
мира сотрясаются, что вызывает потоп, а до наступления этого срока люди
могут считать себя в безопасности и делать все, что им заблагорассудится.
Подобным же образом Фараон нашел объяснение Казням Египетским, а Валтасар
обосновал свое неверие с помощью расчетов. Так происходит во все времена.
Всевышний не внедряет веру насильно в наши сердца. Человек может молиться
три раза в день, в точности соблюдать все заповеди - и все же быть
убежденным в том, что успех его деловой или научной карьеры основывается
исключительно на тяжелом труде, образовании, сумме капиталовложений,
искусном планировании и т.п., ставя под сомнение зависимость своей судьбы
от Бога. Всевышний помещает нас в мир, где Он скрыт от нас. Он ждет, что мы
сами найдем путь к истине, ибо Он дал нам для этого достаточно
свидетельств. Остальное зависит от нас.
Ко временам Эстер и Мордехая период явных чудес в еврейской истории
закончился. С этого момента еврейская история приобрела иной характер.
Теперь евреи были должны понять, что не только небесный огонь и
расступившиеся воды морские, но и события повседневной жизни есть
проявление Его Воли.
Свиток Эстер - это единственная из двадцати четырех книг ТаНаХа, в которой
не упоминается имя Бога. Талмуд разъясняет нам, что слово "царь" в Свитке
является указанием также и на Бога, Царя вселенной; тем не менее, то, что
Его Имя не называется прямо, выделяет книгу Эстер из всех остальных книг
Священного Писания.
Это совсем не случайно. Чудо Пурима произошло в последние годы вавилонского
изгнания, в то время, когда Бог был скрыт от людей за тысячи завес, когда
евреи мучительно пытались выяснить для себя, должны ли они оставаться далее
верными своему Богу. Именно в это время, в земле Элама (где евреи казались
оторванными от Торы даже больше, чем в других местах) "случайные" события
составили причудливые цепи причинно- следственных связей.
Вот звенья одной из этих цепочек: пир, устроенный Ахашверошем, оказался для
царицы Вашти роковым, и Эстер заняла ее место. Поскольку Эстер стала
царицей, она смогла, благодаря своему высокому положению, во-первых,
успокоить подозрения Амана, пригласив его принять участие в своей трапезе,
|
|