Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Иудаизм и Каббала :: Иудаистские праздники, комментарий
<<-[Весь Текст]
Страница: из 470
 <<-
 
ненависти к нему остается в силе.
Чтобы понять смысл этого закона и его глубокую связь с Пуримом, сначала
рассмотрим, что представляет собой Амалек и каковы его взаимоотношения с
Израилем.
Первый Амалек, родоначальник амалекитян, был сыном Элифаза - первенца Эсава
и его рабыни Тимны. При этом сама Тимна родилась от связи Элифаза с матерью
Тимны, которая была в то время женой царя Сеира. То есть Амалек происходит
от союза, который представлял собой одновременно прелюбодеяние и
кровосмешение (см. главу З6 книги Бытие, комментарий Раши).
"Сказал Эсав Амалеку: "Сколько раз я пытался убить Яакова, но не был дан он
в мою руку. Теперь ты направь мысль свою, чтобы осуществить мою месть!".
Ответил Амалек: "Как смогу я одолеть его?". Сказал Эсав: "Расскажу я тебе о
законах их, и когда увидишь, что пренебрегают они ими, тогда нападай"
(Мидраш).
Сильна ненависть Амалека к Израилю, ее нельзя даже уподобить обычной
враждебности к евреям злодеев всего мира. Ибо ненависть амалекитян
постоянна, она не утихает ни на миг, ее нельзя смягчить ни подкупом, ни
компромиссом. Когда другие народы поднимаются против евреев, то, ощутив на
себе карающую руку Бога, они на время оставляют евреев в покое. Но Амалек,
даже когда он видит чудеса, призванные воздать злом за врагам евреев за
причиненное им зло, и даже когда он знает, что от войны будет ущерб ему
самому, он все равно идет воевать. Потому что сам Амалек, весь его народ и
все его потомство добиваются не блага для себя, но лишь уничтожения евреев;
у них нет никаких иных ценностей, кроме ненависти к Израилю, и в жизни их
нет никакого иного содержания, кроме войны с евреями.
Сказано в пророчестве Билама (Валаама): "Первый из народов Амалек, но конец
его - гибель" (Числа 24:20).
Амалек стремился к господству над миром, Израиль же - препятствие для него
на этом пути. Амалек ведет свое происхождение от Авраама 4) и хочет
по-своему унаследовать его центральную роль среди народов. Но для этого ему
необходимо избавиться от истинных потомков Авраама, его наследников не
только по крови, но и по духу - от Израиля. Цель Амалека  - уничтожить
свет, который несет Израиль, и распространить в мире тьму.
Когда Израиль вышел из Египта, то все окрестные народы трепетали, видя
крушение сильнейшей в том мире Египетской империи. Никто не осмеливался
напасть на евреев. Но Израиль шел получать Тору, и Амалек не мог этому не
воспрепятствовать. Ради войны с евреями он дошел даже до Рефидим, очень и
очень далеко от места, своего обычного проживания.
Израиль - источник святости в мире; Амалек - источник нечистоты. Все
остальные народы находятся между этими двумя полюсами. Судьба мира  - то
есть обращение народов мира к Всевышнему, их духовное исправление и
установление Царства Бога на земле - зависит от того, какой из двух полюсов
окажется сильнее. Все народы мира имеют в своих душах склонность к добру, и
они могут рано или поздно достичь святости. Амалек же в принципе не может
этого сделать, в его душе вообще нет основы добра, она вся есть зло и
нечистота. Уничтожение Амалека - это залог (и в каком-то смысле даже
синоним) обращения народов мира к святости. Поэтому Тора говорит: "Война у
Господа с Амалеком из рода в род". И в этом смысле следует понимать
заповедь, данную Израилю: "Сотри память об Амалеке из-под небес, не
забудь!".
И вот еще в каком аспекте Амалек есть полная противоположность Израиля:
сказано об Израиле: "Вот народ, который живет отдельно и между народами не
числится" (Числа 2З:9). Амалек же растворился среди народов мира, чтобы
разжигать их ненависть к Израилю, стремясь тем самым хоть таким образом
стать "первым из народов".
Очень важно отметить, что описание состояния евреев перед первой войной с
Амалеком (Исход 17:7) заканчивается словами сомнения "есть ли Господь среди
нас, или нет?". Сомнение евреев в Божественном присутствии предшествовало и
всем остальным войнам с Амалеком. В этом сомнении и черпает Амалек свои
силы в борьбе с евреями.
У нечистоты нет собственного источника существования, она питается из
"отбросов сил святости". Силы евреев исходят непосредственно из источника
святости в мире. Когда они отступают от путей, которые Бог заповедал евреям
в Своей Торе, то эти силы превращаются в "отбросы", питающие нечистоту.
Только тогда нечистота может побеждать! На это указывает сам выбор Амалеком
места для войны: "И пришел Амалек и воевал с Израилем в Рефидиме".
"Рефидим" - Рифьйон ядаим - "ослабление рук" евреев в следовании Богу. То
есть Амалек последовал совету Эсава, сказавшему: "Нападай, когда увидишь,
что они не выполняют свои законы".
Сказано в Талмуде (Трактат Рош hа-Шана, 29а): "Разве руки Моисея выигрывали
или проигрывали войну? Но это говорит тебе, что когда Израиль обращает свои
взоры к Небу и подчиняет сердце Богу, то он побеждает Амалека, а если нет,
то падает перед ним".
При первом появлении Амана в Свитке Эстер (З:1) сказано: "После этих
событий возвысил царь Ахашверош Амана, сына Амдаты, Агагитянина...". Аман,
поставивший своей целью уничтожение евреев, был потомком Агага, царя
амалекитян времен войны царя Шауля с Амалеком. Первая Книга Шмуэля (гл. 15)
рассказывает нам о том, как пророк Шмуэль (Самуил) послал царя Шаула
(Саула) воевать с амалекитянами и о том, какие события при этом произошли:
"И сказал Шмуэль Шаулу: меня послал Господь помазать тебя на царство над
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 470
 <<-