|
судьбу царства. И что же это было? Восстановление Храма. Не будем забывать
о том, что в то время Ахашверош не знал, что его жена еврейка, а она
никогда не давала ему повода думать, что Храм, давно лежавший в развалинах,
представляет для нее какой-либо интерес. Тем не менее, проявляя щедрость,
которую вряд ли кто-нибудь другой проявил бы с целью утешить свою жену, он
счел необходимым предупредить ее, что из всех возможных просьб есть лишь
одна, которую он не может исполнить, потому что ее исполнение несет
непоправимый ущерб его царству: Храм не должен быть восстановлен. Хотя лишь
сорок две тысячи евреев вернулись на родину, Святой Город и Святая Земля не
давали покоя правителям.
Как уже упоминалось выше, Иеремия утверждал, что должно пройти семьдесят
лет господства Вавилона, прежде чем Бог вспомнит о евреях; Даниэль же
говорит, что должно пройти семьдесят лет со дня разрушения Иерусалима. Как
мы уже видели, все цари этого периода со страхом ожидали окончания этого
семидесятилетнего срока, и каждый из них в свою очередь пытался определить
этот момент. В нижеследующей таблице приведены основные даты и события
данного периода и показано, какие из них были связаны с действительным
окончанием семидесятилетнего срока, а какие - с кажущимся.
1.4. Хронологическая таблиица
Необходимо отметить, что существует значительное расхождение между
Традиционной датировкой событий и датировкой, принятой в современной
исторической науке. В отношении персидского периода еврейской истории эти
расхождения составляют до двухсот лет. Возможны различные пути разрешения
этого противоречия. Мы придерживаемся здесь Традиционной хронологии.
Годы от
Сотворения
Мира
События
ЗЗ18 Навуходоносор вступает на трон Вавилонской империи.
ЗЗ19 Навуходоносор побеждает царя Иудеи Иеhоякима.
ЗЗ27 Навуходоносор уводит в плен царя Иехонию вместе с
выдающимися людьми Иудеи.
ЗЗЗ8 Навуходоносор разрушает Храм и изгоняет евреев.
ЗЗ89 Валтасар, ведший отсчет семидесяти лет от восхождения
на трон Навуходоносора, устраивает празднество и погибает. Он считал,
что пророчество о "семидесяти годах господства Вавилона" относится к
правлению его династии.
ЗЗ90 Кир приказывает восстановить Храм. Прошло семьдесят
лет с начала первого изгнания - завоевания Иудеи. Бог вспомнил об
Иерусалиме, как Он обещал Иеремии, но время спасения его еще не настало.
ЗЗ92 Ахашверош становится царем и приказывает прекратить
восстановление Храма.
ЗЗ94 Ахашверош на третьем году своего правления решает, что
назначенные семьдесят лет уже прошли (он вел счет от изгнания царя
Иехонии; хотя, согласно календарю, прошло только 67 лет, Ахашверош,
следуя древнему обычаю, считает неполный год царствования за полный
год).
З405 События Пурима.
З406 Ахашверош умирает, и ему наследует Дарий II, сын Эстер.
З408 Дарий приказывает возобновит восстановление Храма.
Прошло семьдесят лет со дня разрушения Иерусалима. Исполнилось
пророчество Даниэля.
На первый взгляд, столь сильные расхождения в истолковании царями
таинственного семидесятилетнего срока могут вызвать удивление. Разве пророк
не объяснил точное значение своих слов? Разве Мудрецы не поняли их
значения?
Пророк понимает лишь столько, сколько Бог хочет, чтобы он понял, и
объясняет лишь то, что Бог хочет, чтобы он объяснил. Вера в то, что
теперешнее изгнание евреев тоже когда-нибудь закончится - это один из
"тринадцати принципов Маймонида", составляющих основу иудаизма. Когда
настанет время, евреи поймут истинное значение многих пророчеств, в которых
говорится об изгнании и о путях избавления, но до тех пор их слова остаются
темными и непонятными. Не в том состояла воля Бога, чтобы вручить нам
раскрытую книгу и указать в точности, как будут происходить события,
ожидающие нас в будущем. Часто и сам пророк не понимает до конца значение
Божественного слова, передаваемого его устами. Классический пример - пророк
Иона. Пророчествуя: "Ниневия будет перевернута", он был уверен, что
предрекает разрушение великого города - Ниневия будет перевернута, подобно
Содому и Гоморре. Когда же люди города раскаялись и были прощены, стало
ясным, что Ниневия была действительно "перевернута", но в моральном и
религиозном смысле. Слова пророчества: "Ниневия будет перевернута" -
содержали два возможных значения: если жители ее раскаются, она будет
перевернута духовно, и жизнь людей будет спасена; если же они не раскаются,
|
|